1. Согласны ли Вы с высказыванием А. Н. Леонтьева о том, что личность рождается дважды «раз – чтобы существовать, другой – чтобы жить»? Что представляют собой эти два рождения личности? Обоснуйте свое мнение.
2. Какие линии развития самосознания являются приоритетными в юношеском возрасте?
3. Проинтервьюируйте нескольких старшеклассников на тему «Ваши жизненные планы». Какие проблемы более всего волнуют Ваших интервьюируемых? Какие линии самоопределения интервьюируемых Вы можете выделить как более значимые?
4. В чем особенности становления личностной рефлексии в юношестве?
Темы для рефератов
1. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи.
2. Проблемы построения жизненной стратегии в юности.
3. Персональные проекты и неопределенное «Я»: аспекты самоопределения в юношестве.
4. Стратегии сохранения идентичности в юношестве.
5. «Буря и натиск» – неотъемлемые стороны отрочества и юности?
6. Референтные группы как источники идентичности в отрочестве и юности.
Литература для аннотирования
1. Келеси М. Развитие самопознания личности в раннем юношеском возрасте. – Киев, 1996. – 27 с.
2. Ольшанский Д. В. Взросление Я // Д. В. Ольшанский. Письма к дочери / Ш. А. Амонашвилли. – М.: Знание, 1988. – 190 с.
3. Пашкевич О. И. Развитие притязаний на взрослость в подростково-юношеском возрасте // Известия Тульского государственного университета / Под ред. Е. Е.Сапоговой. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 194–205.
4. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987. – 178 с.
5. Якобсон П. М. Психологическое компоненты и критерии становления зрелой личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 188–193.
6. Hart D., Maloney J., Damonentity W. The meaning and development of identity // Self and identity / Ed. by T. Honess, K. Yardley. – L.; N.-Y., 1994. – Р. 121–133.