Вопрос 2. При рассмотрении данного вопроса студенту следует выяснить основные причины начала Великой Отечественной Войны

При рассмотрении данного вопроса студенту следует выяснить основные причины начала Великой Отечественной Войны, знать периодизацию, соотношение сил, основных союзников и военные планы Германии и СССР. Чтобы оценить масштабы надвигавшейся на СССР угрозы, следует дать оценку планам германского руководства в отношении советских территорий и населения.

Студенту необходимо уметь характеризовать обстоятельства начала Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что СССР готовился к военным действиям, начало войны для советского государства было неожиданным: первые дни военных действий для Советского Союза были катастрофическими. Студенту необходимо выделить основные объективные (не менее 4-х) и субъективные (не менее 4-х) причины неудач СССР на начальном этапе ВОВ.

Студент должен знать, что, несмотря на тяжелое для СССР начало войны, с ее первых дней советские войска проявляли мужество и стойкость. Студенту необходимо уметь характеризовать примеры их героизма в первые месяцы войны: оборона Брестской крепости (22 июня по 20 июля 1941 г.)., героическая оборона Лиепаи (23—29 июня 1941 г.), защита Киева (7 июля — 24 сентября 1941 г.), Одессы (5 августа — 16 октября 1941 г.), Таллина (5—28 августа 1941 г.), Моонзундских островов (6 сентября — 22 октября 1941 г.), Севастополя (30 октября 1941 г. — 4 июля 1942 г.), а также Смоленское сражение (10 июля — 10 сентября 1941 г.). Тем не менее, за 4 месяца немцы вышли к Москве и Ленинграду, оккупировали территорию в 1,5 млн. кв. км с населением 74,5 млн. человек.

Студент должен знать, какие меры предпринимало советское руководство по организации отпора врагу, и уметь их характеризовать по следующим направлениям:

- организация политического управления страной в условиях ведения войны (сверхцентрализация управления);

- создание централизованной системы координирования действий на фронтах (ГКО, Ставка Верховного командования);

- организация эвакуации населения и промышленности;

- тотальная мобилизация трудящихся в тылу (круглосуточная работа, систематическое использование женского и детского труда);

- усилия партийного руководства по идеологической борьбе и антифашистской пропаганде (лозунги, плакаты, кинематограф, военная песня, приказы и распоряжения, направленные на укрепление военной дисциплины в советской армии).

Студенту необходимо уметь давать характеристику ключевых военных операций ВОВ, оценивать их значение и влияние на дальнейший ход военных действий:

1) битва за Москву (30 сентября 1941 г. – 8 января 1942 г.), которая стала первым крупным поражением немцев с начала Второй мировой войны;

2) Сталинградская битва (17 июля – 2 февраля 1943 г.), ставшая началом коренного перелома в ходе ВОВ и в целом Второй мировой войны;

3) Курская битва (5 июля – 23 августа 1943 г.), после которой стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советских вооруженных сил. Студент должен знать, что именно в результате освобождения Белгорода и Орла (5 августа) впервые с начала ВОВ в Москве был дан салют;

4) Ленинградско-Новгородская операция (январь—февраль 1944 г.) главным результатом которой было снятие 900-дневной блокады Ленинграда;

5) Военные операции по освобождению территорий советских республик и Крыма;

6) Военные операции советской армии по освобождению стран Европы от фашизма;

7) Берлинская операция (16 апреля – 8 мая 1945 г.), в результате которой германская армия капитулировала;

Заключительной военной кампанией в рамках Второй мировой войны стала советско-японская война (8 августа – 2 сентября 1945 г.).

Студент должен уметь характеризовать действия советского населения, направленные на содействие скорейшему разгрому немецко-фашистских сил в годы ВОВ. Студент должен уметь подтверждать конкретными примерами тезис о действительно народном характере ВОВ. Студенту необходимо уметь характеризовать деятельность партизанских отрядов и подполья, вклад тружеников тыла в победу над Германией, усилия советских ученых по разработке научно-технических новшеств для оснащения советской армии.

Студент должен знать примеры героизма и самопожертвования советских воинов на фронтах ВОВ: подвиг И.А. Иванова, Н.Ф. Гастелло, А.Н. Матросова, А.Н. Маресьева и др. Студент должен знать основных советских полководцев, внесших весомый вклад в победу над фашизмом: Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.М. Василевский, Р.Я. Малиновский, Н.Ф. Ватутин, К.А. Мерецков. Ф.И. Толбухин, Л.А. Говоров, И.Д. Черняховский, И.X. Баграмян.

В итоге семинарского занятия студент должен знать, что благодаря колоссальным усилиям СССР была обеспечена победа над немецко-фашистским блоком. Цена победы была огромной: колоссальные людские потери, потеря трети национального богатства, тысячи разрушенных населенных пунктов, перенапряжение сил советского народа и т.д.

Студент должен прийти к выводу, что преобладание в советской системе восточных черт государственности накануне ВОВ (сверхцентрализация власти, отсутствие личной свободы и подавление инициативы граждан, огромные природные и людские ресурсы, милитаризация общества, наличие харизматичного вождя, пользующегося доверием подавляющего большинства советских граждан) позволило максимально мобилизовать все ресурсы государства и усилия народа на борьбу с фашизмом. Победа в ВОВ станет решающим аргументом для консервации в СССР тоталитарного режима в послевоенный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: