При освоении данного вопроса студенту необходимо вспомнить, что СССР в 1941 г. принял основной удар фашистской Германии, не имея реальных союзников. Студент должен понимать, что основной целью советской внешней политики в период Великой Отечественной войны было создание наилучших условий на международной арене для победы над врагом. Исходя из этой цели, вытекали следующие задачи советской внешней политики, которые студенту необходимо уметь пояснять:
· усилия по созданию антигитлеровской коалиции;
· предотвращение угрозы нападения Японии и втягивания в войну на стороне фашистских агрессоров нейтральных государств;
· содействие освобождению стран от фашистской оккупации;
· борьба за полную ликвидацию фашистских режимов и заключение мира, исключающего возможность повторения агрессии.
Студент должен уметь характеризовать основные события, связанные со складыванием антигитлеровской коалиции:
- подписание в Москве 12 июля 1941 г. «Соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии»;
- обмен нотами 2 августа между СССР и США о продлении на год советско-американского торгового соглашения и об экономическом содействии со стороны США Советскому Союзу;
- Московская конференция министров иностранных дел трех держав (29 сентября — 1 октября 1941 г.), главным результатом которой было предоставление беспроцентного кредита Советскому Союзу на сумму в 1 млрд. долл. и договоренность о поставках по ленд-лизу.
- присоединение СССР к «Атлантической хартии» 24 сентября 1941 г.;
- подписание 1 января 1942 г. в Вашингтоне 26 государствами антифашистской коалиции, в том числе СССР, США, Англия и Китай, подписали декларацию, по которой обязались использовать все свои военные и экономические ресурсы для борьбы против фашистского блока. Эти страны стали называться Декларации Объединенных наций;
- подписание в мае 1942 г. договора между СССР и Англией о союзе в войне и послевоенном сотрудничестве;
- июнь 1942 г. – соглашение с США о принципах, применимых к взаимопомощи в ведении войны против агрессии, и о сотрудничестве в послевоенное время.
В результате сложилась антигитлеровская коалиция, основными участниками которой были СССР, США и Британия. Главным вопросом внутри коалиции был вопрос об открытии второго фронта в Европе.
Студенту необходимо знать – почему союзники не торопились с открытием второго фронта в Европе в 1942 году и уметь объяснять, почему к 1944 году позиция основных союзников СССР по вопросу об открытии второго фронта в Европе кардинально изменилась. При этом студенту следует учитывать, что позиции британского и американского руководства объединяло стремление использовать взаимное истощение сил Германии и Советского Союза (в войне друг против друга) для занятия в перспективе Британией и США доминирующих позиций в международных отношениях.
Студент должен знать время работы и основные вопросы, рассматривавшиеся на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской международных конференциях; уметь оценивать итоги работы этих конференций; понимать, в чем заключались основные противоречия между ведущими державами в антигитлеровской коалиции. Студенту следует учитывать, что от конференции к конференции противоречия между союзниками усиливались.
Студенту необходимо знать обстоятельства возникновения Организации Объединенных Наций – органа, который должен был поддерживать мир, обеспечивать безопасность и развитие сотрудничества между народами и государствами. Студент должен понимать, что внешняя политика СССР в условиях ведения тяжелейшей войны была направлена, прежде всего, на поиск союзников. При этом каждая из держав-союзниц желала за счет создания антигитлеровского блока упрочить в первую очередь свои геополитические позиции. В итоге сложившаяся антигитлеровская коалиция была нестабильным образованием, возникшим лишь на период существования «общего врага» – фашизма. После коренного перелома противоречия между союзниками, обусловленные стремлением упрочить свои геополитические позиции, обострились, что подтверждают дискуссии на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференции.
Невозможность найти компромиссное решение, которое устроило бы все ведущие мировые державы, после окончания войны привела к расколу внутри антигитлеровского блока. В итоге, бывшие союзники вступили в затяжную конфронтацию за зоны геополитического влияния уже между собой. Началась «холодная война».
Тема 9. Экономическое и социально-политическое развитие стран Западной Европы, США и СССР во второй половине ХХ века. (8 часов)
Занятие 1
1. Экономическое развитие стран Западной Европы и США (вторая половина 40-х – нач. 90-х гг. XX в.)
2. Экономика СССР во второй половине 40-х – середине 60-х гг.: основные тенденции.
3. Экономическое развитие сер. 60-х – сер. 80-х гг.: застойные явления в советской экономике и попытки ее реформирования.
4. Курс на экономическое преобразование СССР во второй половине 80-х гг.: перестройка.
Занятие 2
1. Социально-политическое развитие СССР во второй половине 40-х – 60-х гг. ХХ в.
2. Основные тенденции политического развития СССР середины 60-х – начала 90-х гг. ХХ века.
Занятие 3
1. Социально-экономические и политические изменения в России в 90-е годы.
2. Международные отношения и внешняя политика РФ в 90-е гг.