Вопрос 2. При освоении материала к данному вопросу семинарского занятия, студенту необходимо вспомнить, что СССР в годы ВОВ принял на себя основной удар фашистской

При освоении материала к данному вопросу семинарского занятия, студенту необходимо вспомнить, что СССР в годы ВОВ принял на себя основной удар фашистской Германии, в ходе войны вражескими войсками были захвачены важные в хозяйственном и промышленном плане территории (Белоруссия, Украина, Ленинград), основная промышленная база была эвакуирована на восток, вся экономика была подчинена решению военных задач. Студент должен знать основные последствия победы СССР во Второй мировой войне: социальные, экономические, политические, культурные, демографические, психологические.

Студенту необходимо уметь выделять основные задачи, стоявшие перед советской экономической системой после окончания ВОВ.

Студент должен знать основные источники восстановления советской экономики в послевоенные годы и уметь сопоставлять их с источниками восстановления ведущих западноевропейских экономик.

Студенту следует вспомнить особенности мобилизационного типа экономики довоенного времени, его сильные и слабые стороны и разобраться в причинах, которые побудили советское руководство сохранить основные принципы довоенной экономической модели.

Студенту необходимо уметь характеризовать приоритеты экономического развития СССР, сформировавшиеся под влиянием «холодной войны» и существующей командно-административной системы:

- преимущественное развитие тяжелой промышленности

- выделение значительных средств на усовершенствование ВПК

- экономическая помощь странам соц. лагеря

- дальнейшее упрочение роли государства в экономике страны

- усиление административно-политического нажима на деревню

-стабилизация финансовой системы

Студент должен понимать, что выбор таких приоритетов способствовал скорейшему восстановлению военно-промышленного сектора (в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству) и, одновременно, усилению диспропорции в развитии экономики СССР. Тем не менее, Советскому Союзу удалось в кратчайшие сроки восстановить довоенный уровень промышленного развития, прежде всего, за счет аграрного сектора экономики.

Студент должен разобраться в комплексе причин кризисного состояния советского сельского хозяйства в послевоенный период. Знать основные меры, предпринятые советским руководством для восстановления деревни, и их результаты.

Студент должен понимать, что к началу 50-х гг. ХХ в. советская командно-административная модель управления экономикой еще больше укрепилась. В условиях тотального контроля над всеми экономическими сферами и отсутствия рыночных отношений, жесткого использования рабочей силы достигались высокие темпы экономического роста.

Студент должен знать, что в условиях внутрипартийной борьбы после смерти И.В. Сталина начался поиск новых путей совершенствования советской экономики. Студент должен уметь оценивать программы экономического развития СССР, предлагавшиеся политическими оппонентами Н.С. Хрущева – Л.П. Берией и Г.М. Маленковым и помнить, что будущий глава СССР Н.С. Хрущев не имел четко продуманной экономической программы.

Студент должен уметь характеризовать и приводить примеры по основным направлениям экономического развития СССР.

В промышленности:

- перестройка управления экономикой с отраслевого на территориальный принцип;

- децентрализация управления промышленностью;

- сокращение объемов отчетной документации предприятий;

- крупное государственное субсидирование государственно-значимых отраслей промышленности (химическая, космическая, военная и т.д.).

В сельскохозяйственной сфере:

- освоение целинных земель;

- ликвидация МТС и продажа сельхоз. техники колхозам;

- повышение закупочных цен на мясо, молоко, масло, зерновые;

- попытка ликвидации личных подсобных крестьянских хозяйств;

- кукурузная кампания.

Студент должен понимать, что осуществление грандиозных хозяйственных проектов требовало значительных финансовых вложений. Студент должен знать основные мероприятия проведенной в 1961 году денежной реформы и уметь оценивать степень их эффективности для оздоровления советской экономики.

В результате освоения материала к данному вопросу студенту необходимо понимать, что мобилизационные возможности командно-административной экономики после окончания Второй мировой войны дали возможность Советскому Союзу к началу 50-х годов ХХ века занять сопоставимый с западноевропейскими странами уровень экономического развития. Предпринимавшиеся в середине 50-х – начале 60-х гг. попытки усовершенствования управления экономикой привели лишь к временному эффекту. В результате темпы роста советской экономики стали снижаться и, несмотря на успехи в передовых отраслях (тяжелая промышленность), состояние аграрного сектора ухудшалось: с 1963 года начались закупки зерна за границей.

Экономическая модель, выбранная Советским государством в 50-е – середине 60-х годов, из-за непродуманных попыток преобразований и преимущественного использования экстенсивных методов значительно уступала по эффективности экономикам ведущих европейских стран и США этого периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: