Глава 25. В это время возник серьезный спор о том, как правильно соблюдать Пасху

...В это время возник серьезный спор о том, как правильно соблюдать Пасху. Церковнослужители из Кента и Галлии утверждали, что скотты отмечают Пасхальное воскресенье иначе, чем принято во вселенской церкви. Среди ревностных защитников канонической Пасхи был Ронан, скотт но происхождению, но изучавший церковную науку в землях Галлии и Италии. Споря с Финаном[74], он направил на путь истинный множество людей, а также убедил их более серьезно относиться к истинной вере, но он не смог уговорить Финана, а напротив, будучи человеком неистовым, своими упреками сделал его еще более яростным противником истины. Но Иаков, бывший дьякон* преподобного архиепископа Паулина, соблюдал католическую Пасху согласно истинной традиции. Так же поступала и королева Эанфлед[75] вместе со своими последователями, согласно тому, что она видела в Кенте. И был с ней католический священник из Кента по имени Роман. Рассказывают, что в то время Пасха отмечалась дважды в году, и когда король, окончив пост, праздновал Пасху, королева со своими приближенными все еще про­должала поститься и отмечала Вербное воскресенье. Но пока был жив Айдан, к этим разногласиям относились с терпением...

Но когда Финан, сменивший его, умер, и Колман, также посланный скоттами, взошел на епископский пре­стол, спор по вопросу празднования Пасхи и другим пра­вилам церковной жизни разгорелся с большей силой.... Об этом споре узнали и правители, король Освиу[76] и его сын Алфрит[77]. И если Освальд, который, как мы знаем, получил знания о вере и был крещен скоттами, и знал их язык, не видел ничего лучшего, чем их вероучение, то Алфрит, наставником которого в христианской вере был Уилфрид, образованнейший человек, бывший в Риме и изучавший там церковную истину, а затем долгое время проведший в Лионе с архиепископом Галлии Далфином, от которого он получил тонзуру*, предпочитал учение этого Уилфрида всем учениям скоттов.

В то время Агильберт, епископ западных саксов..., друг короля Алфрита и аббата Уилфрида, прибыл в королевство Нортумбрия и оставался там вместе с ними не­которое время. Он также по просьбе Алфрита сделал Уилфрида аббатом в вышеуказанном монастыре[78]. С ним был также священник по имени Агафий[79]. И когда возник спор о праздновании Пасхи, о тонзуре и других церковных делах, решили, что необходимо созвать синод в мона­стыре, который называется Streoneshealh (Уитби), что зна­чит "пристанище потомков", и настоятельницей в котором была Хильда, женщина, преданная служению Господу. На этот синод прибыли оба короля, отец и сын, епископы Колман со своими клириками-скоттами и Агильберт со священниками Агафием и Уилфридом. Иаков и Роман2 были на их стороне, аббатиса Хильда со своими после­дователями— на стороне скоттов, которых также под­держивал почтенный епископ Чедд, посвященный в этот сан скоттами, и он также был переводчиком на этом совете.

Первым выступил король Освиу, сказав, что тем, кто поклоняется одному Богу, следует соблюдать единые правила и не отправлять церковных таинств разными пу­тями, ибо для всех грядет одно небесное царство; не­обходимо узнать, чьи правила вернее и следовать только им. Первым он попросил высказаться епископа Колмана, какой практике он следует и откуда эта практика берет начало. Тогда Колман сказал: "Я соблюдаю ту Пасху..., которую, как говорят, праздновал возлюбленный нашим Господом апостол, святой евангелист Иоанн, вместе со всеми церквами, которыми он руководил"...

После этого Уилфрид, получив слово от короля, начал так: "Пасху, которой мы придерживаемся, празднуют в Риме, где жили, проповедовали, приняли мучения и были захоронены святые апостолы Петр и Павел, а также во всей Италии, Галлии, земли которой мы обошли вдоль и поперек ради обучения и молитвы. Мы узнали, что так празднуют Пасху в Африке, Азии, Египте, Греции и везде, где есть церковь Христова, среди разных народов и языков, в одно и то же время, кроме лишь одних уп­рямцев, а именно, пиктов и бриттов.... Прости нас, Гос­поди, что мы обвиняем Иоанна в глупости за то, что он неукоснительно следовал закону Моисея, ибо тогда вся церковь действовала в согласии с иудейской тра­дицией, и апостолы не могли сразу отбросить закон, ус­тановленный Богом... Если бы вы и ваши собратья, если бы услышали постановления апостольского престола, бо­лее того, вселенской церкви[80], подкрепленные Священным Писанием, то сочли бы за оскорбление для себя следовать им: ведь вы не испытываете ни малейшего сомнения в том, что не грешите. Пусть ваши учителя были святыми, но как можно предпочитать их учение, распространенное в небольшой части отдаленного острова, учению вселен­ской церкви Христовой, которая действует по всему миру? И если бы был, действительно, святым и всемогущим в совершении чудес этот ваш Колумба, и если бы он был слугой Христа, разве он не предпочел бы завещанное блаженнейшим из апостолов, которому Господь сказал: "Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе книги Царства Небесного"[81].

И когда Уилфрид закончил говорить, король сказал: "Правда ли это, Колман, что эти слова были сказаны Петру Господом нашим?" И он ответил: "Это правда, король". И король спросил: "А была ли дана такая власть вашему Колумбе[82]?". И Колман ответил: "Нет". И король снова спросил: "Вы вполне согласны оба с тем, что эти слова были сказаны только Петру и что ключи от не­бесного царства были даны ему Господом?" И они оба сказали: "Да". И тогда король в заключение молвил так: "И я говорю вам, что он хранитель наш, и я не выступлю против него, но насколько я знаю и насколько могу, же­лаю подчиниться ему во всем, чтобы не случилось так, что когда я подойду к вратам небесного королевства, то не будет никого, кто бы мог открыть мне их, а тот, кто попробует удержать эти ключи, будет врагом мне".

Когда король сказал эти слова, те, кто сидел или стоял вокруг него, как великие, так и малые, дали свое согласие, и, отвергнув менее совершенное учение, по­спешили подчиниться тому, которое находили лучшим.

В то время преподобный раб Божий епископ Эгберт, который заслуживает великой чести и который, как мы уже говорили, провел большую часть своей жизни в ка­честве пилигрима в Ирландии, дабы достичь Царствия Небесного, задумал принести пользу церкви: взяться за апостольскую деятельность и, проповедуя Евангелие, принести слово Божье тем народам, которые о нем еще не слышали. Он знал, что множество таких племен оби­тало в Германии[83], откуда пришли англы и саксы, ныне населяющие Британию.... Там живут фризы, ругии, даны, гунны, старые саксы и боруктварии. Есть множество и других племен, которые все еще поклоняются языческим богам. И вот воин армии Христовой Эгберт решил от­правиться к ним морем и попытаться, если получится, оторвать их от дьявола и приблизить к Христу. А если это не удастся сделать, то отправиться в Рим, чтобы насладиться лицезрением чертогов святых апостолов и Христовых мучеников.

...Однако один из его сподвижников, по имени Уитберт, известный своей ученостью и презрением к мирской жизни, ибо в течение многих лет он жил совершенным отшельником в незнакомой ему Ирландии, взял корабль и прибыл во Фрисландию, где проповедовал слово Божье в течение двух лет живущему там народу и его королю
Радбоду, но этот великий труд оказался бесплодным. Тог­да он вернулся в места своего первоначального палом­ничества и безмолвно отдал себя служению Господу; и видя, что он не может обратить чужеземцев в истинную
веру, решил быть более полезным своему народу, по­казывая ему пример своими добрыми делами.

..Когда раб Божий Эгберт понял, что ему не дозволено проповедовать язычникам из-за многих других дел святой церкви, о чем ему было предсказано в откровении, и узнал, что Уитберт не имел успеха в тех землях, он все же вновь направил святых и ревностных мужей для про­поведи истинной веры, среди которых наиболее прослав­ленным был Уиллиброрд, известный своей достойной ува­жения деятельностью священника. Когда двенадцать про­поведников прибыли в те земли, то обратились за по­мощью к Пипину[84], правителю франков, и были с ра­достью приняты им. Пипин как раз незадолго до этого подчинил своей власти близлежащие области Фрислан-дии, изгнав короля Радбода. Он и послал их пропове­довать к тому народу, оказав им поддержку своей вла­стью, чтобы никто не мешал их деятельности, и пообещав награду тем, кто примет христианскую веру. Так и про­изошло с Божьей помощью: в короткое время многие были обращены в христианскую веру.

Следуя их примеру, два священника-англа, жившие в изгнании в Ирландии в течение долгого времени, в надежде на вечное спасение, прибыли в земли старых саксов, дабы увидеть, возможно ли послужить Господу своей проповедью. Одного из них звали Черным Хевальдом, ибо был он темноволосым, а другого Белым Хевальдом — его волосы были русыми. Оба были полны религиозного благочестия, но Черный Хевальд лучше знал Священное Писание. Прибыв в ту страну, они при­шли в дом одного управляющего и упросили его отвести их к старейшине, который стоял над ним, ибо у них к нему было важное послание, о котором они должны были сообщить. Тогда у старых саксов не было короля, управляли ими несколько старейшин, и если случалась война, они честно бросали жребий и так выбирали пред­водителя, и во время войны подчинялись тому, кому вы­пал жребий. Но когда война заканчивалась, все старей­шины вновь становились равны друг другу. Управляющий, приняв их, пообещал, что представит их старейшине, которому он подчиняется, но при этом некоторое время продержал их у себя, как они и просили.

Но когда варвары осознали, что принадлежат другой религии, — хотя они долгое время предавались пению псалмов и ежедневно приносили спасительные жертвы Богу, имея священные сосуды и реликвии для алтаря — они насторожились, ведь если проповедники придут^ к их старейшине и поговорят с ним, то могут отвратить его от их богов и склонить к христианству, и тогда тот же самое может случиться со всем их народом. Поэтому они вероломно схватили проповедников и казнили их. Белый Хевальд погиб быстрой смертью от меча, но Чер­ного Хевальда подвергли долгим мукам, а затем разо­рвали на части. Их мертвые тела были выброшены в Рейн. Когда старейшина, которого они желали видеть, узнал об этом, он пришел в ярость из-за того, что чу­жеземцев не допустили к нему. И он убил всех тех жи­телей и сжег их поселение. Вышеупомянутые проповед­ники и слуги господа приняли мученическую смерть 3 ок­тября...[85]

...Как только Уиллиброрд получил разрешение от пра­вителя франков на проповедь, он поспешил в Рим, где апостольский престол в то время возглавлял папа Сер­гий[86], дабы тот благословил его на проповедь Евангелия тому народу. Также он надеялся получить от него свя­щенные реликвии апостолов и Христовых мучеников, да­бы низвергнув идолов и построив церкви, он мог по­местить в них эти реликвии... Он также желал узнать и получить от папы множество других вещей, необхо­димых для данного дела. И когда все это было у него и руках, он вернулся к проповеди.

В то время братья, посланные в качестве божьих ве­стников во Фризию, выбрали из своего числа человека, отличавшегося благочестивым поведением и кротким правом, которого звали Свитберт, дабы его назначили их епископом. Он, отправившись в Британию, по их прось­бе был посвящен в епископский сан преподобным епис­копом Уилфридом...

Когда Свитберт, ставший епископом, вернулся из Бри­тании, он некоторое время спустя, отправился к борук-твариям и своей проповедью обратил многих из них в истинную веру. Но вскоре это племя было завоевано ста­рыми саксами, и те, кто принял новую веру, были изгнаны, а сам епископ с некоторыми другими бежал к Пипину, который при посредничестве своей жены Плектруды пре­доставил ему место для поселения на одном из островов Рейна... Здесь Свитберт построил монастырь, которым до сих пор владеют его преемники, и вел там целомудренный образ жизни, пока не закончил свои дни.

Вслед за теми, кто вернулся после нескольких лет проповеди в Фризии, Пипин, по общему согла­сию, направил в Рим преподобного Уиллиброрда с тем, чтобы папа Сергий сделал его архиепископом в землях фризов. Так и произошло, как он просил, в 696 г. по Р. X....

Пипин предоставил ему место для основания епархии в известной крепости, которая на языке того народа на­зывается Wiltaburg.., но на языке жителей Галлии Trajectum (Утрехт).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: