...В это время возник серьезный спор о том, как правильно соблюдать Пасху. Церковнослужители из Кента и Галлии утверждали, что скотты отмечают Пасхальное воскресенье иначе, чем принято во вселенской церкви. Среди ревностных защитников канонической Пасхи был Ронан, скотт но происхождению, но изучавший церковную науку в землях Галлии и Италии. Споря с Финаном[74], он направил на путь истинный множество людей, а также убедил их более серьезно относиться к истинной вере, но он не смог уговорить Финана, а напротив, будучи человеком неистовым, своими упреками сделал его еще более яростным противником истины. Но Иаков, бывший дьякон* преподобного архиепископа Паулина, соблюдал католическую Пасху согласно истинной традиции. Так же поступала и королева Эанфлед[75] вместе со своими последователями, согласно тому, что она видела в Кенте. И был с ней католический священник из Кента по имени Роман. Рассказывают, что в то время Пасха отмечалась дважды в году, и когда король, окончив пост, праздновал Пасху, королева со своими приближенными все еще продолжала поститься и отмечала Вербное воскресенье. Но пока был жив Айдан, к этим разногласиям относились с терпением...
|
|
Но когда Финан, сменивший его, умер, и Колман, также посланный скоттами, взошел на епископский престол, спор по вопросу празднования Пасхи и другим правилам церковной жизни разгорелся с большей силой.... Об этом споре узнали и правители, король Освиу[76] и его сын Алфрит[77]. И если Освальд, который, как мы знаем, получил знания о вере и был крещен скоттами, и знал их язык, не видел ничего лучшего, чем их вероучение, то Алфрит, наставником которого в христианской вере был Уилфрид, образованнейший человек, бывший в Риме и изучавший там церковную истину, а затем долгое время проведший в Лионе с архиепископом Галлии Далфином, от которого он получил тонзуру*, предпочитал учение этого Уилфрида всем учениям скоттов.
В то время Агильберт, епископ западных саксов..., друг короля Алфрита и аббата Уилфрида, прибыл в королевство Нортумбрия и оставался там вместе с ними некоторое время. Он также по просьбе Алфрита сделал Уилфрида аббатом в вышеуказанном монастыре[78]. С ним был также священник по имени Агафий[79]. И когда возник спор о праздновании Пасхи, о тонзуре и других церковных делах, решили, что необходимо созвать синод в монастыре, который называется Streoneshealh (Уитби), что значит "пристанище потомков", и настоятельницей в котором была Хильда, женщина, преданная служению Господу. На этот синод прибыли оба короля, отец и сын, епископы Колман со своими клириками-скоттами и Агильберт со священниками Агафием и Уилфридом. Иаков и Роман2 были на их стороне, аббатиса Хильда со своими последователями— на стороне скоттов, которых также поддерживал почтенный епископ Чедд, посвященный в этот сан скоттами, и он также был переводчиком на этом совете.
|
|
Первым выступил король Освиу, сказав, что тем, кто поклоняется одному Богу, следует соблюдать единые правила и не отправлять церковных таинств разными путями, ибо для всех грядет одно небесное царство; необходимо узнать, чьи правила вернее и следовать только им. Первым он попросил высказаться епископа Колмана, какой практике он следует и откуда эта практика берет начало. Тогда Колман сказал: "Я соблюдаю ту Пасху..., которую, как говорят, праздновал возлюбленный нашим Господом апостол, святой евангелист Иоанн, вместе со всеми церквами, которыми он руководил"...
После этого Уилфрид, получив слово от короля, начал так: "Пасху, которой мы придерживаемся, празднуют в Риме, где жили, проповедовали, приняли мучения и были захоронены святые апостолы Петр и Павел, а также во всей Италии, Галлии, земли которой мы обошли вдоль и поперек ради обучения и молитвы. Мы узнали, что так празднуют Пасху в Африке, Азии, Египте, Греции и везде, где есть церковь Христова, среди разных народов и языков, в одно и то же время, кроме лишь одних упрямцев, а именно, пиктов и бриттов.... Прости нас, Господи, что мы обвиняем Иоанна в глупости за то, что он неукоснительно следовал закону Моисея, ибо тогда вся церковь действовала в согласии с иудейской традицией, и апостолы не могли сразу отбросить закон, установленный Богом... Если бы вы и ваши собратья, если бы услышали постановления апостольского престола, более того, вселенской церкви[80], подкрепленные Священным Писанием, то сочли бы за оскорбление для себя следовать им: ведь вы не испытываете ни малейшего сомнения в том, что не грешите. Пусть ваши учителя были святыми, но как можно предпочитать их учение, распространенное в небольшой части отдаленного острова, учению вселенской церкви Христовой, которая действует по всему миру? И если бы был, действительно, святым и всемогущим в совершении чудес этот ваш Колумба, и если бы он был слугой Христа, разве он не предпочел бы завещанное блаженнейшим из апостолов, которому Господь сказал: "Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе книги Царства Небесного"[81].
И когда Уилфрид закончил говорить, король сказал: "Правда ли это, Колман, что эти слова были сказаны Петру Господом нашим?" И он ответил: "Это правда, король". И король спросил: "А была ли дана такая власть вашему Колумбе[82]?". И Колман ответил: "Нет". И король снова спросил: "Вы вполне согласны оба с тем, что эти слова были сказаны только Петру и что ключи от небесного царства были даны ему Господом?" И они оба сказали: "Да". И тогда король в заключение молвил так: "И я говорю вам, что он хранитель наш, и я не выступлю против него, но насколько я знаю и насколько могу, желаю подчиниться ему во всем, чтобы не случилось так, что когда я подойду к вратам небесного королевства, то не будет никого, кто бы мог открыть мне их, а тот, кто попробует удержать эти ключи, будет врагом мне".
Когда король сказал эти слова, те, кто сидел или стоял вокруг него, как великие, так и малые, дали свое согласие, и, отвергнув менее совершенное учение, поспешили подчиниться тому, которое находили лучшим.
В то время преподобный раб Божий епископ Эгберт, который заслуживает великой чести и который, как мы уже говорили, провел большую часть своей жизни в качестве пилигрима в Ирландии, дабы достичь Царствия Небесного, задумал принести пользу церкви: взяться за апостольскую деятельность и, проповедуя Евангелие, принести слово Божье тем народам, которые о нем еще не слышали. Он знал, что множество таких племен обитало в Германии[83], откуда пришли англы и саксы, ныне населяющие Британию.... Там живут фризы, ругии, даны, гунны, старые саксы и боруктварии. Есть множество и других племен, которые все еще поклоняются языческим богам. И вот воин армии Христовой Эгберт решил отправиться к ним морем и попытаться, если получится, оторвать их от дьявола и приблизить к Христу. А если это не удастся сделать, то отправиться в Рим, чтобы насладиться лицезрением чертогов святых апостолов и Христовых мучеников.
|
|
...Однако один из его сподвижников, по имени Уитберт, известный своей ученостью и презрением к мирской жизни, ибо в течение многих лет он жил совершенным отшельником в незнакомой ему Ирландии, взял корабль и прибыл во Фрисландию, где проповедовал слово Божье в течение двух лет живущему там народу и его королю
Радбоду, но этот великий труд оказался бесплодным. Тогда он вернулся в места своего первоначального паломничества и безмолвно отдал себя служению Господу; и видя, что он не может обратить чужеземцев в истинную
веру, решил быть более полезным своему народу, показывая ему пример своими добрыми делами.
..Когда раб Божий Эгберт понял, что ему не дозволено проповедовать язычникам из-за многих других дел святой церкви, о чем ему было предсказано в откровении, и узнал, что Уитберт не имел успеха в тех землях, он все же вновь направил святых и ревностных мужей для проповеди истинной веры, среди которых наиболее прославленным был Уиллиброрд, известный своей достойной уважения деятельностью священника. Когда двенадцать проповедников прибыли в те земли, то обратились за помощью к Пипину[84], правителю франков, и были с радостью приняты им. Пипин как раз незадолго до этого подчинил своей власти близлежащие области Фрислан-дии, изгнав короля Радбода. Он и послал их проповедовать к тому народу, оказав им поддержку своей властью, чтобы никто не мешал их деятельности, и пообещав награду тем, кто примет христианскую веру. Так и произошло с Божьей помощью: в короткое время многие были обращены в христианскую веру.
|
|
Следуя их примеру, два священника-англа, жившие в изгнании в Ирландии в течение долгого времени, в надежде на вечное спасение, прибыли в земли старых саксов, дабы увидеть, возможно ли послужить Господу своей проповедью. Одного из них звали Черным Хевальдом, ибо был он темноволосым, а другого Белым Хевальдом — его волосы были русыми. Оба были полны религиозного благочестия, но Черный Хевальд лучше знал Священное Писание. Прибыв в ту страну, они пришли в дом одного управляющего и упросили его отвести их к старейшине, который стоял над ним, ибо у них к нему было важное послание, о котором они должны были сообщить. Тогда у старых саксов не было короля, управляли ими несколько старейшин, и если случалась война, они честно бросали жребий и так выбирали предводителя, и во время войны подчинялись тому, кому выпал жребий. Но когда война заканчивалась, все старейшины вновь становились равны друг другу. Управляющий, приняв их, пообещал, что представит их старейшине, которому он подчиняется, но при этом некоторое время продержал их у себя, как они и просили.
Но когда варвары осознали, что принадлежат другой религии, — хотя они долгое время предавались пению псалмов и ежедневно приносили спасительные жертвы Богу, имея священные сосуды и реликвии для алтаря — они насторожились, ведь если проповедники придут^ к их старейшине и поговорят с ним, то могут отвратить его от их богов и склонить к христианству, и тогда тот же самое может случиться со всем их народом. Поэтому они вероломно схватили проповедников и казнили их. Белый Хевальд погиб быстрой смертью от меча, но Черного Хевальда подвергли долгим мукам, а затем разорвали на части. Их мертвые тела были выброшены в Рейн. Когда старейшина, которого они желали видеть, узнал об этом, он пришел в ярость из-за того, что чужеземцев не допустили к нему. И он убил всех тех жителей и сжег их поселение. Вышеупомянутые проповедники и слуги господа приняли мученическую смерть 3 октября...[85]
...Как только Уиллиброрд получил разрешение от правителя франков на проповедь, он поспешил в Рим, где апостольский престол в то время возглавлял папа Сергий[86], дабы тот благословил его на проповедь Евангелия тому народу. Также он надеялся получить от него священные реликвии апостолов и Христовых мучеников, дабы низвергнув идолов и построив церкви, он мог поместить в них эти реликвии... Он также желал узнать и получить от папы множество других вещей, необходимых для данного дела. И когда все это было у него и руках, он вернулся к проповеди.
В то время братья, посланные в качестве божьих вестников во Фризию, выбрали из своего числа человека, отличавшегося благочестивым поведением и кротким правом, которого звали Свитберт, дабы его назначили их епископом. Он, отправившись в Британию, по их просьбе был посвящен в епископский сан преподобным епископом Уилфридом...
Когда Свитберт, ставший епископом, вернулся из Британии, он некоторое время спустя, отправился к борук-твариям и своей проповедью обратил многих из них в истинную веру. Но вскоре это племя было завоевано старыми саксами, и те, кто принял новую веру, были изгнаны, а сам епископ с некоторыми другими бежал к Пипину, который при посредничестве своей жены Плектруды предоставил ему место для поселения на одном из островов Рейна... Здесь Свитберт построил монастырь, которым до сих пор владеют его преемники, и вел там целомудренный образ жизни, пока не закончил свои дни.
Вслед за теми, кто вернулся после нескольких лет проповеди в Фризии, Пипин, по общему согласию, направил в Рим преподобного Уиллиброрда с тем, чтобы папа Сергий сделал его архиепископом в землях фризов. Так и произошло, как он просил, в 696 г. по Р. X....
Пипин предоставил ему место для основания епархии в известной крепости, которая на языке того народа называется Wiltaburg.., но на языке жителей Галлии Trajectum (Утрехт).