Глава 17. Информационные жанры

1. Хроника. Хроника обычно дается в подборках (блоках) и представляет собой предельно краткие сообщения, состоящие из одного предложения без заголовков (вернее, представляющих собой заголовки). Именно с хроникальных блоков в современном радиовещании принято начинать выпуски новостей. Пример: Сегодня состоялась встреча президента Петрова и премьер-министра Синебрюхова. В Россию прибыл председатель Европейского банка реконструкции и развития. Катастрофическое наводнение в Намибии. [А теперь об этих и других новостях подробнее...]Хроникальное сообщение - это информационный повод (событие, о котором сообщается) в чистом виде.

2. Заметка. Это, так сказать, первичный информационный жанр. Краткая информация обычно состоит из 10-20, максимум 30 газетных строк (т.е. 580-1740 знаков); каждая отдельная заметка может иметь заголовок (а может и не иметь), но тем не менее, как правило, заметки даются в подборке (как, например, в выпусках новостей на радио). Заметки анонимны (даются без подписи). В стилистическом плане заметка принципиально лишена каких бы то ни было признаков индивидуального стиля, субъективности подхода и т.п.; это - сухое, предельно информативное объективное изложение фактов, лишенное оценочности (в первую очередь эпитетов). Как правило, заметка начинается непосредственно с информационного повода, после чего идет его расширение - конкретизация времени, места, обстоятельств события и т.п. Типичные ошибки начинающего автора: употребление в тексте оценочных эпитетов ("хороший", "плохой", "замечательный", "великолепный" и т.п.; использование в тексте композиционных элементов более сложных жанров (экспозиции, концовки, "лирические" и другие отступления и т.п.).

3. Расширенная заметка. Стилистически не отличается от заметки. Композиционные отличия: больший объем (от 40 до 150 строк, т.е. от 2000 до 8500 знаков); возможное наличие не только заголовка, но и подзаголовков; возможное наличие в тексте справок и характеристик, а также зачатков композиционного решения (вступление, концовка и т.п.). Кроме того, расширенная информация может не быть анонимной (иметь подпись), хотя активного авторского стилистического элемента этот жанр не предполагает. Типичные ошибки начинающего автора здесь те же, что и в предыдущем случае: нельзя забывать, что расширенная информация - сугубо информационный жанр, как и заметка.

4. Интервью. Один из самых распространенных журналистских жанров, интервью кажется и наиболее простым, однако и здесь следует строго соблюдать жанровые рамки. Точный синоним английского слова interview - "беседа". Поэтому текст интервью должен быть именно беседой: из него должно быть предельно ясно, кто беседует (а в большинстве случаев - и с кем), а также какова цель этой беседы, о чем, собственно, идет речь. Конечно, в журнальной или другой узкоспециальной журналистике возможны экзотические виды интервью: интервью-анонимы, интервью-"поток сознания", интервью-стенограмма и т.п. Однако в массовой журналистике четко выделяются следующие типы интервью: интервью -диалог. Наиболее распространенный тип, строящийся по принципу "вопрос - ответ" интервью-монолог. Вопросов журналиста в тексте нет, только речь интервьюируемого интервью-зарисовка. Речь интервьюируемого перебивается не только (и не столько) вопросами, сколько описаниями (обстоятельств, внешности, места действия), справками, комментариями автора и т.п. коллективное интервью. На один и тот же вопрос (или группу вопросов) отвечает несколько интервьюируемых, затем их ответы сводятся в единый текст. Характерная жанровая особенность интервью любого типа заключается в том, что изложение в тексте обязательно ведется от имени интервьюируемого, а не от имени журналиста (хотя это может и не исключать активной авторской позиции). Интервью ведете именно вы! Для того, чтобы интервью было динамичным, оно должно развиваться, и в ваших силах заставить его развиваться.

5. Отчет. Еще один чисто информационный жанр; отчет предполагает строгое, объективное изложение последовательности каких-либо событий (например, отчет о пресс-конференции; отчет о торжественной церемонии и т.п.). Выделяют следующие виды отчетов: є общий; є тематический; є отчет с комментариями. Авторское начало в отчете может быть достаточно значительным, но никогда не перевешивает объективного. Объем материалов этого жанра может варьироваться от десятков до сотен строк.

6. Путевые заметки. Информационный жанр, в котором публицистическое, авторское начало может быть весьма заметным. Это своего рода отчет, но отчет об определенном событии, а именно о путешествии.

7. Зарисовка. здесь авторское начало может быть весьма заметным, однако это более узкий жанр, нежели путевые заметки: зарисовка говорит об одном факте (местности, событии), о пребывании в одном месте, тогда как путевые заметки - о целой последовательности фактов, о пребывании в нескольких местах.

8. Обозрение. Этот жанр предполагает сообщение о группе фактов или событий, произошедших за определенный период. Публицистическое начало может быть весьма заметным, включать элементы критического анализа. Пример: Обозрение концертов минувшей недели в московских рок-клубах.

9. Письмо. Еще один "узкий" жанр: обработанное или организованное (а бывает, что и сочиненное) журналистом письмо читателя (слушателя, зрителя) в редакцию. Поскольку, как правило, строится на описании событий и фактов, относится к информационным жанрам.

10. Репортаж. Один из наиболее распространенных информационных жанров. Хотя предмет этого жанра тот же, что и у отчета (сообщение о событии), природа репортажа коренным образом отличается от природы отчета. Отчет предполагает объективность, сухое изложение последовательности фактов; репортаж - наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Отчет можно написать, скажем, со слов участника или свидетеля; в репортаже это исключено, автор репортажа - всегда сам свидетель или участник события. Хороший репортаж может и даже должен сочетать элементы более "узких" информационных жанров - отчета, беседы (интервью), зарисовки и т.п. Это - наиболее "авторский" из информационных жанров, в отличие от краткой или расширенной информации, отчета и т.п. он предполагает не сухое изложение фактов, а изложение через авторское, личностное восприятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: