Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Глава 17. Информационные жанры




1. Хроника. Хроника обычно дается в подборках (блоках) и представляет собой предельно краткие сообщения, состоящие из одного предложения без заголовков (вернее, представляющих собой заголовки). Именно с хроникальных блоков в современном радиовещании принято начинать выпуски новостей. Пример: Сегодня состоялась встреча президента Петрова и премьер-министра Синебрюхова. В Россию прибыл председатель Европейского банка реконструкции и развития. Катастрофическое наводнение в Намибии. [А теперь об этих и других новостях подробнее...]Хроникальное сообщение - это информационный повод (событие, о котором сообщается) в чистом виде.

2. Заметка. Это, так сказать, первичный информационный жанр. Краткая информация обычно состоит из 10-20, максимум 30 газетных строк (т.е. 580-1740 знаков); каждая отдельная заметка может иметь заголовок (а может и не иметь), но тем не менее, как правило, заметки даются в подборке (как, например, в выпусках новостей на радио). Заметки анонимны (даются без подписи). В стилистическом плане заметка принципиально лишена каких бы то ни было признаков индивидуального стиля, субъективности подхода и т.п.; это - сухое, предельно информативное объективное изложение фактов, лишенное оценочности (в первую очередь эпитетов). Как правило, заметка начинается непосредственно с информационного повода, после чего идет его расширение - конкретизация времени, места, обстоятельств события и т.п. Типичные ошибки начинающего автора: употребление в тексте оценочных эпитетов ("хороший", "плохой", "замечательный", "великолепный" и т.п.; использование в тексте композиционных элементов более сложных жанров (экспозиции, концовки, "лирические" и другие отступления и т.п.).

3. Расширенная заметка. Стилистически не отличается от заметки. Композиционные отличия: больший объем (от 40 до 150 строк, т.е. от 2000 до 8500 знаков); возможное наличие не только заголовка, но и подзаголовков; возможное наличие в тексте справок и характеристик, а также зачатков композиционного решения (вступление, концовка и т.п.). Кроме того, расширенная информация может не быть анонимной (иметь подпись), хотя активного авторского стилистического элемента этот жанр не предполагает. Типичные ошибки начинающего автора здесь те же, что и в предыдущем случае: нельзя забывать, что расширенная информация - сугубо информационный жанр, как и заметка.

4. Интервью. Один из самых распространенных журналистских жанров, интервью кажется и наиболее простым, однако и здесь следует строго соблюдать жанровые рамки. Точный синоним английского слова interview - "беседа". Поэтому текст интервью должен быть именно беседой: из него должно быть предельно ясно, кто беседует (а в большинстве случаев - и с кем), а также какова цель этой беседы, о чем, собственно, идет речь. Конечно, в журнальной или другой узкоспециальной журналистике возможны экзотические виды интервью: интервью-анонимы, интервью-"поток сознания", интервью-стенограмма и т.п. Однако в массовой журналистике четко выделяются следующие типы интервью: интервью -диалог. Наиболее распространенный тип, строящийся по принципу "вопрос - ответ" интервью-монолог. Вопросов журналиста в тексте нет, только речь интервьюируемого интервью-зарисовка. Речь интервьюируемого перебивается не только (и не столько) вопросами, сколько описаниями (обстоятельств, внешности, места действия), справками, комментариями автора и т.п. коллективное интервью. На один и тот же вопрос (или группу вопросов) отвечает несколько интервьюируемых, затем их ответы сводятся в единый текст. Характерная жанровая особенность интервью любого типа заключается в том, что изложение в тексте обязательно ведется от имени интервьюируемого, а не от имени журналиста (хотя это может и не исключать активной авторской позиции). Интервью ведете именно вы! Для того, чтобы интервью было динамичным, оно должно развиваться, и в ваших силах заставить его развиваться.




5. Отчет. Еще один чисто информационный жанр; отчет предполагает строгое, объективное изложение последовательности каких-либо событий (например, отчет о пресс-конференции; отчет о торжественной церемонии и т.п.). Выделяют следующие виды отчетов: є общий; є тематический; є отчет с комментариями. Авторское начало в отчете может быть достаточно значительным, но никогда не перевешивает объективного. Объем материалов этого жанра может варьироваться от десятков до сотен строк.



6. Путевые заметки. Информационный жанр, в котором публицистическое, авторское начало может быть весьма заметным. Это своего рода отчет, но отчет об определенном событии, а именно о путешествии.

7. Зарисовка. здесь авторское начало может быть весьма заметным, однако это более узкий жанр, нежели путевые заметки: зарисовка говорит об одном факте (местности, событии), о пребывании в одном месте, тогда как путевые заметки - о целой последовательности фактов, о пребывании в нескольких местах.

8. Обозрение. Этот жанр предполагает сообщение о группе фактов или событий, произошедших за определенный период. Публицистическое начало может быть весьма заметным, включать элементы критического анализа. Пример: Обозрение концертов минувшей недели в московских рок-клубах.

9. Письмо. Еще один "узкий" жанр: обработанное или организованное (а бывает, что и сочиненное) журналистом письмо читателя (слушателя, зрителя) в редакцию. Поскольку, как правило, строится на описании событий и фактов, относится к информационным жанрам.

10. Репортаж. Один из наиболее распространенных информационных жанров. Хотя предмет этого жанра тот же, что и у отчета (сообщение о событии), природа репортажа коренным образом отличается от природы отчета. Отчет предполагает объективность, сухое изложение последовательности фактов; репортаж - наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Отчет можно написать, скажем, со слов участника или свидетеля; в репортаже это исключено, автор репортажа - всегда сам свидетель или участник события. Хороший репортаж может и даже должен сочетать элементы более "узких" информационных жанров - отчета, беседы (интервью), зарисовки и т.п. Это - наиболее "авторский" из информационных жанров, в отличие от краткой или расширенной информации, отчета и т.п. он предполагает не сухое изложение фактов, а изложение через авторское, личностное восприятие.





Дата добавления: 2015-05-23; просмотров: 513; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9271 - | 7384 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.194.190 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.