Конспектирование

Конспект – это краткое изложение или краткая запись основного содержания текста с выде­лением наиболее значимых и интересных положений. Конспект помогает лучше запомнить основное содержание изучаемого труда.

Конспект - более или менее развернутое, последовательное изложение книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связки между узлами темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

Конспект синтезированная форма записи, так как она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Конспектирование процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации.

1. В начале конспекта точно укажите фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

2. Перед конспектированием тщательно изучите конспектируемое произведение, попутно отметьте непонятные места, новые слова, имена, даты.

3. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

4. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.

6. Изложение текста дается сжато. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

7. В конспекте можно использовать цитаты.

8. При оформлении конспекта используйте подчеркивание, условные знаки, пометки на полях. Восклицательным знаком отметьте основные мысли. Вопросительным знаком – непонятные или вызывающие сомнения положения. Они помогут вам в работе.

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспекти-рующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.

Как составить план-конспект

План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите горизонтальный лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).

2. Внимательно прочитайте формулировку темы плана-конспекта.

3. Прочтите весь текст целиком.

4. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них - основную мысль.

5. Сформулируйте кратко главную мысль каждой части в виде заголовка. На основе этого составьте план (слева).

6. К каждой части плана составьте конспект (справа): положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, факты, цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текстисточника, процитируйте его, заключая в кавычки.

7. Сформулируйте и запишите выводы.

8. Проверьте выполненную работу: отражает ли план-конспект содержание темы, помогает ли он усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины данного события или явления, сделать вывод. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.

Не выходите в плане-конспекте за рамки темы, но и не сужайте их!

Правила конспектирования лекции

1. Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.

2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами, своими словами. Не старайтесь записывать каждое слово лектора, т.к. при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждений.

3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.

4. Не пишите на черновиках - это пустая трата времени, оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.

5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

6. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: