Предкритическая фаза

Состоит предкритическая фаза в том, что человеку открывается неполнота той жизни, в которой он живет. Такое открытие происходит потому, что человек обнаруживает для себя новые перспективы. Правда, очень часто это не осознанное открытие, а лишь предчувствие того, что «все может быть по другому». Запускающим фактором кризиса выступает несовпадение двух субъективных миров – старого, в котором он живет, и нового, в котором мог бы жить. Откуда же такое несовпадение? Возможные источники представлений о возможном новом состоят в следующем.

1. Есть значительный класс побуждений, по большей части биологических по своей сути, которые готовят человека к тем или иным изменениям. К таким относятся процессы физического роста, обретение, прибавление, снижение или же утрата физической силы, множество разнообразных признаков полового созревания или увядания, естественные изменения внешности (повышение привлекательности, похудение или наоборот, поседение волос и т.п.). Все эти биологические изменения получают свое осмысление со стороны окружающих и самого человека, с которым происходят эти изменения. Понятое значение этих изменений готовит человека к тому, что зреют или становятся необходимыми какие-то изменения и в его жизни.

2. Для каждого возраста общество выработало свои эталоны того, что должно происходить с человеком. По мере того как человек (ребенок, подросток, юноша или девушка, взрослый мужчина, зрелая женщина, пожилой человек или старик) вступает в соответствующий возраст, окружающие люди начинают напоминать ему о том, что следует делать, а чего не стоит или недопустимо. Выглядит это как вплетенные в повседневное общение прямые указания («ты уже большой», «в твоем возрасте детей уже поздно рожать») ожидания нормативного поведения, за которым следует удивление или осуждение, если встретили несоответствие («взрослый, а дурачишься как ребенок», «не ожидала я от тебя такой юношеской прыти»). Поощрения, правда, чаще всего не даются явно, поскольку норма воспринимается как нормальное явление, но они все же есть, хотя бы в виде молчаливого одобрения. Игнорировать эти послания в любом возрасте непросто, а для маленьких детей практически невозможно – слишком слабы они еще личностно, чтобы вести даже относительно самостоятельную линию.

3. У каждого человека, получившего опыт приобщения к сообществу людей, и прошедшего минимальную «программу» социализации, имеются собственные представления о том, каким ему следует быть в том или ином возрасте. Содержание представлений во многом заимствуется из представлений окружающих, из сказок, устных рассказов о событиях и людях, а также из художественной литературы. Но сами эти представления противоречивы, частично не совпадают, поскольку общим для них является лишь некий обобщенный стереотип, тогда как реальные его воплощения порой сильно могут различаться по внешнему рисунку поведения. Поэтому у каждого человека есть возможность самому уточнить свои представления, доопределиться с тем, каким он хотел бы быть.

Этот «предварительный набросок себя», пусть во многом и схематичный, окрашивается позитивным самоотношением – и приобретает статус «Идеального Я». Такое Я – это один из комплексов, содержание представлений которого создается в играх, и спонтанных идентификациях с героями сказок и рассказов, а аффективное ядро образуется из сладкого переживания «хочу быть таким». Идеальное Я представляет собой и одну из субличностей, от имени которой и под ее же влиянием человек проектирует свою жизнь. Время, когда Я-реальному человека удается стать на место Я-идеального и пожить в этом образе, называется мечтами или грезами (в зависимости от степени уверенности в осуществимости придуманных событий).

Когда специалисты по нормативным кризисам развития говорят о противоречии между реальной и идеальной формами, которое характеризует предкритическую фазу, то это можно понимать также как противоречие между разными образами Я (реальным и идеальным). Л.С. Выготский называл эту фазу фазой влечения. Но чтобы она таковой стала, соотношение между Я-реальным и Я-идеальным должно быть оптимальным. Высокое сходство между этими двумя Я или слишком большой разрыв между ними порождает личностные проблемы и фактически перестает мотивировать на развитие.

Во время предкритической фазы человек выходит во временнýю перспективу, открывает новую для себя форму развития и идеализирует ее. Идеализация новой формы развития состоит в том, что она существует пока только в представлениях человека, основанных на идеальных и обобщенных представлениях о возрасте, существующих в культуре. Руководствуясь новой идеей, он начинает действовать в еще старой жизненной ситуации, пытаясь применить логику уже новой, идеальной. Разумеется, такое несовпадение (противоречие) порождает жизненные трудности, обостряет переживание несоответствия между собой прежним (реальным) и желаемым (идеальным) – «что-то не так со мною». Увлекаясь идеализацией еще не наступившего будущего, ребенок низко оценивает свое настоящее, а взрослый человек, кроме того, начинает хуже относиться и к своему прошлому. Пренебрегать прошлым и дискредитировать настоящее – характерные особенности предкризисной фазы. Общее недовольство переживается часто как жизненная неудача, как разлад с самим собой.

М.А. (м.33 г.) на консультации у психолога: «В последние полгода я чувствую себя пустым. Не опустошенным, а просто пустым. Нет, конечно, что-то есть, есть достижения, есть успехи. Но я не понимаю что они для меня… Для чего я живу? Я отец – у меня двое детей. Я с ними в очень хороших отношениях. Я вижу, как они растут, стараюсь, чтобы они не повторяли моих ошибок. Много времени провожу с ними – общаюсь со старшим (ему 13л.), играю с маленьким (ему 5л.). Семья, в общем, состоялась. На работе меня ценят, я и сам знаю, что я значу там. Я знаю: где я – как все, а где без меня просто не будет таких результатов. Но я все время думаю, что не реализовался полностью. У меня очень хорошее образование – я закончил престижный вуз, один из лучших в стране. На встрече с сокурсниками узнал, что очень многие в первых эшелонах бизнеса и политики сейчас. Мне как будто не хватает чего-то для целостности, надо что-то заполнить, что-то понять…» [ Солдатова 2007, с. 86 ].

В приведенном примере хорошо видно, что переживание неудовлетворенности клиента недифференцировано (см. первые пять предложений). Свою социальную ситуацию развития (уже сложившуюся) он оценивает позитивно, что видно из описания себя в семье и на работе. Легко заметить также и новую социальную модель, в связи с которой готовится кризис: «…хорошее образование, престижный вуз, …узнал, что многие сокурсники в первых эшелонах бизнеса и политики». Задача, перед решением которой стоит клиент, характерна для кризиса среднего возраста, – подведение первого серьезного итога реализации своей жизненной программы, планов и надежд.

Фактически, нормативные кризисы личностного развития и начинаются как кризис идентичности, с предчувствия нетождественности самому себе (в приведенном примере это выражено как «чувствую себя пустым, не хватает чего-то для целостности»). Многим людям, благодаря механизму проекции (как психологической защиты), этот внутренний разлад какое-то время удается игнорировать, перенося ответственность за свои трудности на обстоятельства. В остром проявлении человек становится несносным из-за этой тенденции во всем обвинять других или обстоятельства. Но в таком перекладывании ответственности есть и доля истины. Состоит она в том, что новый эскиз своего Я ребенок или взрослый получает отчасти насильно. Как только что было показано, всегда есть элемент принуждения со стороны окружающих и обстоятельств к тому, чтобы человек изменился: возрастные изменения, ожидания и предписания к возрасту или новому статусу человека и т.п. Уступая социальному и природному давлению, человек снимает мотивационное напряжение тем, что идеализирует предстоящие изменения, делая свое будущее более привлекательным в своих глазах: уже понравилось, но еще не принято.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: