Младенческий возраст: предпосылки индивидуальности

Протяженность младенческого возраста – с 2-3 месяцев до примерно 9-12 месяцев, когда ребенок начинает передвигаться самостоятельно. В это время происходит первое становление идентичности ребенка, закладываются предпосылки его индивидуальности.

Начинается данный этап развития с того же, чем завершается и предыдущий – младенец начал специфическим образом реагировать на появление взрослого. Этот характерный набор реакций (поведенческое оживление с положительной эмоциональной окраской, гуление, улыбка…) получил название «комплекс оживления». Появляется он чаще всего в возрасте от полутора до трех месяцев и свидетельствует о том, что в отношениях с заботящимися взрослыми появилось новое качество. Ребенок эмоционально как бы просыпается, вдруг пробуждается к жизни! Все родители в той или иной степени отмечают этот скачок – с младенцем становится возможным общаться, поскольку он реагирует именно на появление взрослого и реакции эти столь специфичны, что спутать их с какими-то иными невозможно.

Среди обсуждаемых Р. Джоссельсон [ 1996 ] измерений межличностного (семантического) пространства имеется измерение, под которое подходит и комплекс оживления. Она дает этому особому виду межличностной взаимосвязи название «опыт пристрастности» (passionate experience). Суть его в том, что младенец с жадностью припадает к взрослому как к источнику удовольствия и средству удовлетворения своих потребностей.

Младенческий возраст во многом еще можно рассматривать как дальнейшее развитие тех же процессов, которые были запущены на предыдущем этапе. В эти месяцы жизненный мир младенца во многом все еще можно оценить как простой и легкий [ Василюк 1984; Кулагина, Колюцкий 2001, с. 184-187 ]. Для этого мира характерно первичное согласие с окружением, слабо дифференцированные эмоциональные реакции. Признаки такого мира обнаруживаются в первичных круговых реакциях, простейших движениях, выполняемых ребенком ради самих движений, т.е. ради самого процесса. Как и в первые недели жизни, продолжает активно эксплуатироваться потребность в прикасании, ребенок находится в состоянии слияния с окружающим его миром, который почти полностью заполнен матерью, можно сказать состоит из нее. Более того, полноценное насыщение этим миром, обеспечивающее изживание (переживание) потребности в непосредственном контакте, происходит в условиях неограниченного доступа к матери (столько, сколько хочется), наличия физической и психической поддержки с ее стороны (холдинг в терминах Р. Джоссельсон). Мотивационное новообразование первых недель жизни младенца заключается в чувстве доверия к миру/матери, на данном этапе постепенно оформляется как доверие ко всем людям (Э. Эриксон).

Чувство доверия к миру порождается и укрепляется благодаря следующим процессам. По мере расширения собственной активности (ползание, доступ к новым предметам) внешний мир открывается как трудный. Наличие препятствий в рамках развивающейся предметно-познавательной активности субъективно воспринимается с беспокойством. Средством совладания с затруднениями является придание своему жизненному миру свойств легкости («как бы легкий»). Трудность мира снимается благодаря помощи (поддержке) со стороны ближайших взрослых – так возникает ожидание помощи. В благоприятных условиях, когда такая помощь в большинстве случаев действительно предоставляется, возникает доверие: мир все равно легкий. Прошу запомнить этот прием – мир облегчается благодаря взрослым (за их счет), т.о. происходит возложение ответственности (субъектности) на всемогущих (всё могущих) взрослых. Отметим, что это точно та же стратегия, которой пользовались архаические культуры (а религии и сейчас), возлагая основную ответственность на более сильных субъектов. Этой же стратегией пользуется и современный взрослый человек, оказавшись в трудной для себя ситуации.

Если же сензитивный для формирования базового доверия период будет пропущен, и доверие к миру не сложится, то в структуре мотивационной сферы (субстрат для будущей личности) появится смысловой конструкт, настраивающий на настороженность, нагнетающий беспокойство и тревогу. В терапевтической работе такого рода конструкт (или конструкты) обнаруживаются затем как негативно заряженные комплексы, враждебные субличности и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: