Подростковый возраст: в поисках идентичности

Возрастные границы подросткового этапа определим в диапазоне примерно с 11-12 до 15-17 лет [ Моргун, Ткачева 1981 ]. Феноменология подросткового возраста широко описана в научной, а в особенности, в научно-популярной и популярной литературе. Публикаций «о подростках» действительно много. Основные темы, вокруг которых организуется обсуждение подростковых процессов, состоят в следующем (список очевидно не полон, но дает беглое впечатление об осуждаемых проблемах):

· поведенческие отклонения, трудности, создаваемые подростками для окружающих,

· рискованные действия подростков,

· отклонения в характере: акцентуации, психопатии,

· смятение чувств и смятение во внутреннем мире подростков,

· первые влюбленности,

· переживание одиночества,

· особенности подросткового общения,

· отношения подростков с родителями,

· учебная перегрузка подростков, адаптация с трудностям школьной жизни,

· суицидные намерения и попытки,

· жизненные перспективы подростков: мечты и тревоги.

Учитывая доступность феноменологического материала, а также пользуясь тем, что он частично обсуждается в курсе возрастной психологии, мы постараемся не перегружать им данное ученое пособие. Это позволит сконцентрироваться на процессах личностного становления, описав их с возможной на данный момент полнотой.

Подростковый возраст почти весь (по крайней мере, ранняя часть) выглядит как сплошной кризис: «Он представляется нам самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующий собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости» [ Божович 1995, с. 104 ]. Поэтому мы опишем некоторые фазы прохождения кризиса личностного развития раздельно, в отдельных параграфах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: