Личностные новообразования подростков

Рефлексивность.

Трудно переоценить для всей последующей жизни приобретение подростками рефлексивности – способности отдавать себе отчет о своих действиях, мыслях, чувствах, намерениях и т.п. «Отдавать отчет», конечно, предполагает владение средствами описания действий, мыслей, чувств, намерений и других психических процессов, состояний и качеств. А поскольку мы все быстрее учимся описывать других людей, то описание себя неизбежно использует эти же средства. Рефлексия – это «осознание действующим субъектом – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления» [ Психология. Словарь… 1990 ]. Если говорить метафорически, то рефлексия – это социальное зеркало: видеть себя, глядя в других, а также видеть других, глядя на себя. Видеть себя своими глазами невозможно, но можно видеть себя как бы глазами других людей.

Начиная с отроческого возраста, рефлексия на всю жизнь становится основным (практически, универсальным) средством развития человека, как личностного, так и социального. Впредь все будет «замешано» на рефлексии: самооценка, планирование, постановка целей (целеполагание), совладание с душевными состояниями, мышление, взвешивание альтернатив, принятие решений и много другое. Более того, степень, глубина и корректность рефлексии будут определять качество развития, способность решать жизненные задачи, преобразовывать себя. В профессиональном плане рефлексивность наших заказчиков и в особенности клиентов выступает одним из важнейших условий и средств успешной работы.

Подростки оттачивают свою рефлексивность разными способами, но все же можно выделить наиболее яркие и типичные.

1. Бесконечные разговоры с друзьями (подружками) и приятелями (приятельницами). Взрослые недоумевают: о чем можно столько говорить. Я не раз ловил себя на раздражении, вызванном тем, что мои дети могут тратить массу времени на пустые разговоры (хотя, в сравнении со сверстниками этих затрат и было меньше). Этот вид общения называется фатическим общением, суть его заключается в самом процессе общения. Здесь предметом совместной деятельности является диалог – для подростков он ценен сам по себе. В подъездных разговорах подростки учатся описывать жизнь в целом (пусть и в бытовом ключе), свои и чужие поступки, излагать собственные мнения, отстаивать их, называть свои чувства и формулировать отношение и т.п. Как видим, рефлексивность занимает в этих разговорах почетное место. Кстати, фатическое общение пышным цветом расцветает именно на подростковом этапе развития, сохраняясь в будущем только для некоторых социальных ситуаций: «светская» беседа, времяпрепровождение в компании хорошо знакомых людей, посторонние разговоры сотрудников на рабочих местах, в курилке и т.п.

2. Дневники (анкеты) – особое явление, которое подобно поветрию в какой-то момент захватывает собой большую часть подростков. Вдруг у многих появляются специальные тетради, которые тщательно разукрашиваются (часто безвкусно, «зато с душой»), бережно хранятся от посторонних глаз, доверяются для прочтения только «приближенным». Одно из центральных мест в дневниках занимает «анкета» – набор вопросов, на которые требуется ответить: любимый цвет, музыка, артист и многое другое. Да не задавали себе таких вопросов дети в младших классах! А теперь вот сидят и с энтузиазмом отвечают, а фактически систематически рефлексируют по заданной схеме. (Заданная схема – это и есть культурное средство, которое организует самоисследование и помогает подготовить рефлексивный материал для предстоящего самоопределения). А затем результаты самоанализа показываются значимым (референтным) лицам для прохождения процедуры социальной калибровки: что чаще всего называется, как относятся к тем или иным интересам, пристрастиям и т.п. Такая калибровка (точная, часто шкальная настройка) позволяет лучше осознать критерии, которые используют люди в социальной жизни.

Постепенно «дневниковый бум» проходит. У некоторых, для которых дневники становятся средством систематического самоисследования и самовыражения, содержание дневников становится глубже. Другие просто забрасывают это дело по той причине, что или находят другие средства анализа себя, или обходятся поверхностными суждениями. Исход во многом зависит от того, что именно подросток успел научиться видеть в других людях. Это же самое он теперь склонен будет видеть и в себе. Если он был обучен добротному словарю описания людей (по сказкам, рассказам, инсценировкам), то этот словарь послужит хорошим средством описания и себя самого.

Самооценка.

Подростковый возраст знаменует собой рождение у людей полноценной самооценки – по используемым психическим механизмам, по самой своей природе. Мы не имеем в виду содержание самооценки подростка, которое может быть переполнено мыслями о собственной неполноценности. Но именно характеристика «переполнено мыслями» как раз и определяет самооценку, как:

· знаково оформленное (в первую очередь вербализованное) описание самого себя с помощью тех же средств, которые используются и для описания других людей;

· описание себя, прошедшее через критическую оценку «подходит мне или нет», «такой я или другой», через сознательный отбор того, что следует относить к самому себе в качестве характеристик или черт;

· результат множества проб и ошибок (испытаний и «проколов»), которые деятельностно закладывают в самосознание многомерное представление человека о своем поведении, сопряженное с намерениями и переживаниями.

Таковой самооценка становится благодаря рефлексии. До этого приобретения термин «самооценка» оправдывал себя лишь наполовину, поскольку отражал лишь объект оценивания – самого себя. Теперь же подросток становится способным быть еще и субъектом оценивания, поэтому «самооценка» означает «сам оцениваю себя». Такую самооценку можно назвать рефлексивной.

Введение рефлексивности в самооценку становится центральным стержнем предстоящего самоопределения. Более ранняя (отраженная) самооценка (см. 5.1.3.) отражает представления взрослых о ребенке, которым он просто верит. Критериальная самооценка (см. 5.2.3.) создает предпосылки для самоопределения – когнитивную способность самостоятельно размещать себя на шкалах, образованных важными для общества переменными (характеристиками). Рефлексивная же самооценка, в которой используются знаковые (а не только поведенческие) средства презентации себя окружающим (и самому себе), дает возможность произвольно использовать критерии, с помощью которых образ самого себя будет получать знаковое выражение отношения к самому себе.

Ценным приобретением подростков также оказывается умение «сводить баланс» по всей сумме своих значимых характеристик: «не очень высоко по уму, но зато сердце доброе», «красива и соблазнительна, но, к сожалению, произвожу впечатление легкомысленной» и т.п. Эти увязывания не всегда совпадают с тем, как считают о человеке окружающие. Так, Софи Лорен в интервью однажды сказала: «Я некрасива, потому что у меня неправильные черты лица. Но эта неправильность делает меня не похожей ни на кого другого». В этом высказывании есть оценка (некрасива), критерий оценивания (неправильные черты лица), и уравновешивающая оценка (индивидуальная уникальность своего образа).

Внутренний мир.

Дальнейшее развитие получил внутренний мир бывшего ребенка, получивший осознание и вербальное выражение. Продолжает развиваться приватность, возникает стойкое желание побыть наедине с собой, появляются интимные (предельно секретные) переживания. Проявляется это так, что они начинают «думать о себе», что следует признать серьезным продвижением как в плане социализации, так и в плане индивидуализации. Но внутренний мир все же не становится самодостаточным и изолированным. Поэтому приватность легко сочетается с желанием поделиться с кем-нибудь своими мыслями и чувствами. Если обнаруживается, что высказанные переживания находят желанный отклик у собеседников, то этим возбуждается желание порождать все новые и новые суждения и высказывания – так возникают уже сознательные творческие устремления, а в образе «Я» откладывается мнение о себе как о творческом человеке.

Внутренний мир подростка становится тем, что можно назвать осознанной (вербализованной) внутренней позицией человека. Начиная примерно с подросткового возраста заметно чаще можно услышать от человека «я считаю». Как видно, говорится это заявление с явным удовольствием. «Я считаю» выступает в некотором смысле в той же роли, в которой трехлетка заявлял «Я сам». Кстати, если в речи уже взрослого человека внутренне восторженное «я считаю» встречается избыточно часто, есть смысл предположить некоторую фиксацию по этому параметру. А возможно и некоторую личностную незрелость с задержкой на подростковой стадии индивидуального развития. В этом случае он или она все еще стараются доказать, что они имеют право иметь собственное мнение, самозабвенно выпячивая наличие у них такового.

Пока же стремление заявить о своем мнении, соединенное с тенденцией к размашистому обобщению, требует выхода. Попутно оно проявляется как мировоззрение – набор сознательных суждений о том, как устроен мир в целом и социальный мир в особенности. Эти суждения довольно часто заимствованы из других источников, но важно то, что они нашли свой резонанс во внутреннем мире подростка.

Наиболее конструктивно же устремленная к целостности внутренняя позиция находит свое воплощение в укреплении иерархии мотивов: «Любые осознанные и устойчивые мотивы (мотивы "второго порядка") изменяют весь внутренний облик подростка. Они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие его потребности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса переходного возраста и делает подростка внутренне более гармоничным.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином "самоопределение". С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего» [ Божович 1995, с. 117 ].

Давайте специально подчеркнем эту мысль – подросток находится в процессе сознательного самоопределения, как и было заложено нами в определение личности в качестве одного из критериев (см. 1.4.4.). «От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. …Подлинное же самоопределение, т.е. самоопределение как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка» [ Божович 1995, с. 118 ].

Моральное сознание.

Согласно экспериментальным данным Л. Кольберга, моральное сознание подростков достигает следующего уровня развития – конвенциональной нравственности (в которую входят третья и четвертые стадии). Третья стадия была названа автором «Хорошие межличностные отношения», которая характеризуется тем, что подростки рассматривают нравственность как нечто большее, чем обычные сделки. Они полагают, что люди должны жить в соответствии с ожиданиями семьи и общества и вести себя в «хорошей» манере. Хорошее поведение означает наличие хороших мотивов и межличностных чувств, таких как любовь, симпатия, доверие и забота о других.

Достижение подростков состоит в том, что, в отличие от преконвенционального морального сознания, они становятся способными увязывать интересы разных людей, сопрягать их поступки в узлы межличностных отношений. Но пока преимущественно межличностных. Резкое «очеловечивание» моральных суждений согласуется с повышенным интересом к общению и внутреннему миру человека. Возможно, поэтому так важны для подростков намерения, которые лежат в основе поступков людей («человека характеризуют его намерения»). Для них критерием моральности поступка человека во многом являются не столько последствия совершенных действий, сколько его намерения, т.е. содержание внутреннего мира.

Таким образом, моральные суждения подростков знаменуют переход от безусловного послушания к реалистичному взгляду и беспокойству о хороших мотивах. Но для них характерна и избыточная генерализация, поскольку суждения выносятся так, как будто с ними должно согласиться все общество, будто любой человек будет прав, если поступит в соответствии с высказанными принципами.

Воля.

Интересные трансформации происходят у подростков и с волей. Во-первых, они в целом неплохо понимают, как проявляется воля в поведении людей. Во-вторых, способны довольно точно, несмотря на субъективность, определить, насколько хорошо у них развита воля. В-третьих, воля воспринимается как нечто важное, и наличие воли признается как положительное качество, а волевой человек вызывает восхищение и уважение. И, в-четвертых, многие именно в подростковом возрасте начинают заниматься «воспитанием своей воли». Правда, мало кто это делает систематически, т.е. самой же воли и недостает. Но задача уже осознанно ставится, а некоторым даже вполне удается ее решить.

Нам необходимо понять, что собой представляет воля в ее развитом виде, и какую часть пути к ней удается одолеть подросткам. «Первично волевым действием является социально заданное действие с намеренно измененным или созданным дополнительно смыслом. Волевая регуляция в ее развитых формах – это подключение незначимого или малозначимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности. Поэтому волевое действие есть часто превращение прагматического действия в поступок как следствие соединения его с моральными мотивами и ценностями. И чем богаче мотивационно-смысловая сфера человека, тем проще происходит присоединение к ней заданного действия, а чем большему числу мотивов может потенциально отвечать действие, тем легче и охотнее оно выполняется» [ Иванников 1998, с. 93 ].

Следует обратить внимание на то в приведенном высказывании, что волевое действие способно превратить простое действие в поступок. Происходит это тогда, когда в качестве мотивационного дополнения к сравнительно слабому побуждению человек подбирает ту или иную мощно действующую ценность (или более одной). Чтобы выработать в себе волю, подростку необходимо иметь доступ к следующим ресурсам:

· у него есть из чего выбирать – он/она обладает «богатой мотивационно-смысловой сферой», т.е. разветвленной и дифференцированной иерархией мотивов;

· он способен произвольно и сознательно находить – устанавливать или назначать – связь между требуемым действием или долженствованием и обладающими реальной силой мотивами (т.е. уметь выделять смыслы);

· он умеет превращать выделенные смыслы в формулировки, способные выступить командой, требованием, увещеванием и другими средствами оказания межличностного побуждения.

В той мере, в которой подростки приобретают указанные возможности, они получают власть над своими действиями, становятся способными управлять и своими поступками. Поступок же, как мы помним (см. 1.4.1.), есть один из важнейших признаков личности. Следовательно, воля также оказывается в ряду средств, которые человек использует для создания себя как личности. Приходится лишь удивляться проницательности подростков, которые чутко улавливают, что именно может оказаться полезным для самосозидания, для самоопределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: