Рабочая программа. Сущность, формы, функции исторического знания

Сущность, формы, функции исторического знания. История как наука. Предмет истории. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификации исторического источника. Методология и теория исторической науки. Состав современной исторической науки. Вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Историография.

Отечественная история как наука. Цель и задачи курса Отечественной истории. Содержание курса. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие отечественной истории как науки.

2. Проблемы методологии исторической науки.

3. Исторические источники.

4. Проблемы периодизации истории России.

1. История от греч historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

История как наука изучает и систематизирует прошлое человеческого общества, которое познается с целью понимания его настоящего и составления перспектив в будущем.

Предмет истории -конкретная и многообразная жизнь общества в ее исторической преемственности.

Фундаментом исторической науки является источниковая база (документы, мемуары, пресса и т.д.). В источниках содержатся исторические факты, совокупность которых составляет научное описание. На основе анализа совокупности фактов история приходит к открытию специфических законов развития общества, что формулируется в виде теоретических обобщений.

Состав современной исторической науки: 1) Отдельные разделы и отрасли исторической наука, в пределах которых изучается история общества в целом (всемирная история) и по частям: по формациям и эпохам, пространственно-географическому принципу, комплексным проблемам, отдельным сторонам и явлениям в истории человечества 2) вспомогательные и специальные исторические дисциплины ( источниковедение, археография, палеография, хронология, метрология, сфрагистика, геральдика, генеалогия, нумизматика и т.д.). Самостоятельное место занимают две специальные исторические науки – археология и этнография, являющиеся органическими частями истории. Историю самой исторической науки изучает историография.

Содержание курса "История " включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, её месте в сообществе цивилизаций. Курс раскрывает основные закономерности развития нашего Отечества, а именно: 1) формирование и развитие основных народностей, проживающих на территории России, формирование многонациональной Российской империи 2) процесс создания и развития русского государства и его институтов 3) особенности и этапы экономического развития Российского государства 4) формирование и специфика российского общества, становление и развитие социальных групп, слоев, сословий, классов 5) направления и особенности внешней политики в исторической ретроспективе и перспективы на будущее 6) развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой.

2. Проблемы методологии изложены в трудах основоположников цивилизационного подхода – Освальда Шпенглера «Закат Европы»(1918) и Арнольда Тоинби «Постижение истории» (1934-1961).

Также можно порекомендовать изучить труды следующих авторов по данной проблематике:

1. Николай Данилевский «Россия и Европа». 1871 г.

2. Лев Гумилев «Этногенез и биосфера Земли». 1989 г.

3. Самюэль Хантингтон "Столкновение цивилизаций" 1993 г.

3. Исторические источники

Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании. Это закономерно. Но как быть человеку, изучающему историю, если факт, который он познает, уже давно свершился? Ответ кажется простым: надо добыть достоверную информацию о прошлом. Но что считать таковой и как ее добыть? Видный историк и географ Л. Н. Гумилев замечал: “Достоверной информацией мы называем сведения источников, прошедшие через горнило исторической критики и получившие интерпретацию, не вызывающую сомнения”. Итак, чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.

В исторической науке существует четыре категории (типа) источников:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: