Личностные новообразования юношеского возраста

Мы подходим к тому моменту в жизни человека, который условно можно считать завершением становления его как личности. Для большинства членов общества в современных условиях в нашей стране еще рано говорить о зрелости, но все признаки ставшей личности общество уже ожидает увидеть у каждого своего члена.

Самоопределение и идентичность.

Центральная задача юношеского возраста, как уже говорилось, заключается в том, чтобы определиться с ответом на основной для самоопределения вопрос «Кто я?». В других терминах, это задача на утверждение своего лица в глазах общества, поскольку окружающие настойчиво требуют ответа на вопрос «Кто ты?». В той мере, в которой юноша или девушка становятся способными дать ответ на него, мы готовы признать, что процесс самоопределения в целом завершился. «Дать ответ» означает, что юноше или девушке есть на что указать (если будет задан вопрос кем-то или самим), обозначив в отношении себя:

· род занятий – избранную профессию, вид общественной активности, реализуемые интересы и увлечения;

· занимаемая им/ею позиция в обществе – место работы, должность, социальный статус, уровень материальной обеспеченности и бытовой устроенности, доступные социальные возможности (власть/зависимость, престижность и т.п.);

· отлаженность социальных связей – наличие друзей и подруг, устроенность «личной жизни» (наличие сравнительно постоянного эротического партнера), успех у противоположного пола, общая межличностная привлекательность и т.п.

· наличие жизненной перспективы – способность описать в отношении себя предполагаемый жизненный путь: где ожидается применение своей профессиональной квалификации и социальной компетентности, мечты, планы и т.п.

Если окажется, что многие из обозначенных пунктов остаются без ответа, то это можно истолковать как признаки социальной дезадаптации. Они же, в свою очередь, выступают индикатором возможного личностного неблагополучия. По крайней мере, у многих клиентов, которые обращаются за помощью, имеются трудности сразу в нескольких сферах. Например, неуверенность в том, что он правильно выбрал свою профессию, есть проблемы в отношениях с друзьями или близкими, неопределенность в отношении своих жизненных планов и т.д.

Определившись со своим местом в обществе, юноша или девушка получают для себя отраженный обществом образ самого себя, свое социальное лицо. То, что мы ранее обсуждали под понятием «лицо», в юношестве получает свою социальную конкретизацию в виде индивидуального имиджа, производимого впечатления, реноме в глазах окружающих и т.п. Как уже отмечалось выше (см. 3.5.2), личность представляет собой инструмент социальной презентации результатов своего мотивационного выбора (своей сущности). Все, что презентуется, получает свою социальную «прописку» в виде лица и имени (хорошо, если в виде «доброго имени»).

Но то, что видят другие, видит и сам носитель этого образа, поэтому такой образ («социальное Я») становится также частью образа самого себя в целом. С этим образом самого себя человек, соответственно, может согласиться или нет, продолжить укреплять его или начать вносить изменения. Достигший уровня сознательного самоопределения человек в значительной степени берет на себя ответственность за то, какое впечатление он производит и насколько это впечатление соответствует его сущности. Таким образом, при удачном решении задачи на самоопределение дилемма «быть или казаться» просто не возникает. Потому что презентует он/она свою идентичность, в основе которой лежит «образ Я». Следовательно, сознательное самоопределение в основном завершает собой линии развития идентичности и индивидуальности.

Ответственность.

Юношей девушек полной ответственностью нагружают как государство, так и окружающие – теперь уже без всяких скидок на возраст или неспособность. Особое место занимает полная гражданская и правовая ответственность, поскольку для хотя бы частичного их снятия требуется доказывать или обосновывать наличие сниженной дееспособности с помощью специальных процедур, имеющих свою юридическую регламентацию.

В норме наблюдается и встречный процесс со стороны молодых людей. От них уже можно услышать такие осознанные высказывания как «я обязан(а) сам(а) это сделать», «я отвечу», «это моя забота», «я готов(а)» и т.п. Там, где человек действительно полностью берет ответственность за свою активность (в адекватных пределах, разумеется), мы констатируем ставшую личность. К сожалению, далеко не все молодые люди готовы взять на себя ответственность за самих себя. Пожалуй, это самый отстающий параметр в личностном развитии людей вообще. (Справедливости ради, надо сказать, что и в последующих возрастах частичная безответственность встречается довольно часто, по крайней мере, почти все наши клиенты, как регулярно выясняется, относятся к числу таких людей). Изъяны в принятии ответственности могут возникнуть по следующим причинам.

1. Полученное от более ранних возрастов личностное «наследство». К ним относятся деформации и фиксации, такие как сильные обиды, страхи, злость и т.п., которые склоняют человека к использованию инфантильных стратегий оценки, мышления и принятия решений. Перегруженный инфантильными запечатлениями человек склонен возлагать ответственность за свои трудности на обстоятельства («у меня не было возможности», «если бы у меня было больше денег»…), на других людей («мои предки никогда не допустят, чтобы я…», «мой начальник постоянно ко мне придирается») или на судьбу («мне не везет на друзей», «так уж получилось»). И все же, несмотря на то, что у большинства людей накапливается немало трудностей, многие самостоятельно успешно справляются с некоторой частью из них, так что сильного снижения ответственности не происходит. Так или иначе, по мере решения детских проблем человек становится способным взять на себя ответственность за себя и свою жизнь.

2. Незнание людей о том, каковы пределы их влияния на собственную жизнь. Школьное обучение, как и обыденное сознание, сформированное слишком механистично понятым естественнонаучным мышлением, упускают из рассмотрения многие возможные связи между психическими процессами и жизненными событиями. Например, что поведение маленького ребенка гораздо больше зависит от настроения матери, чем то принято думать. Или что наличие и качество друзей во многом определяется тем, какого мнения парень или девушка о себе. Или что события, которые посылает человеку жизнь, правильнее было бы определять как те, что человек сам к себе притягивает («будьте осторожны: мечты сбываются!»).

Чаще же встречается сочетание причин. Так, в работе над психическими проблемами часто обнаруживаются связи, непривычные для обыденных представлений, в сочетании с инфантильными стратегиями. Например, девушка жалуется, что ей постоянно не везет в отношениях с мужчинами: с кем бы ни начала встречаться, вскоре выясняется, что он женат. Но анализ показывает, что девушка способна различать (не осознавая того), кто женат, а кто нет, а выбор женатых объясняется наличием психологической выгоды: возможностью переложить ответственность за развитие отношений на мужчин.

Моральное сознание.

Для юношеского возраста, согласно данным Л. Кольберга, в большей степени характерны моральные суждения четвертой стадии, названной им «Сохранение социального порядка». Рассуждения, присущие стадии 3 (см. 5.3.4.), срабатывают лучше всего в отношениях между двумя людьми, участниками которых являются члены семи или близкие друзья, и в которых один человек может предпринять реальные усилия, чтобы понять чувства и потребности другого и попытаться помочь. На стадии же 4, напротив, респондент начинает больше беспокоиться об обществе в целом. Теперь упор делается на подчинение законам, уважение власти и выполнение своих обязанностей, с тем чтобы сохранялся социальный порядок. Респонденты имеют представление о значении законов для общества в целом – представление, которое намного превосходит понимание ребенка младшего возраста, который просто говорит, что «воровать плохо» и «это против закона» (см. 5.1.3.).

Следовательно, юноши и девушки рассуждают как вполне зрелые члены общества. И хоть в реальных поступках молодые люди не всегда следуют своим же представлениям, но изменения морального сознания (именно как сознания) показывают, что как члены общества они уже достигли уровня минимально необходимой зрелости.

Субъектность.

Выше мы уже несколько раз вели разговор о субъектности, ситуативно определяя ее каждый раз несколько по разному:

· способность человека быть субъектом, оставаться им, несмотря на сопротивление среды (см. 1.6.1.),

· стремление сделать мир под себя (см. 2.3.),

· право и способность совершать ответственные поступки (см. 3.3.),

· ощущение/переживание авторства своих усилий (см. 4.1.).

По отношению к юношескому возрасту, вероятно, уже есть смысл говорить о «субъектности личности», на чем настаивает Л.В. Алексеева (ссылка). Автор примерно так определяет субъектность личности:

· это интегральная способность, обеспечивающая человеку эффективное функционирование в не заданной полностью системе жизненных координат [Алексеева, докт. с. 131);

· обязанность человека перед собой и миром в самосохранении, противодействии деструкции, собственно человеческом самостановлении и самобытной актуализации [Алексеева, докт. с. 131).

· это способность в ситуации с элементами неопределенности осуществлять психическое самоуправление в социальном контексте своего бытия [там же с. 188).

Опираясь на приведенные определения, вы можете составить собственное представление о субъектности. Возможно, в этом вам поможет описание того, как проявляется бессубъектность: «человек, даже будучи развитой личностью, не всегда может инициировать свою активность, не всегда в полной мере бывает ее хозяином, оказывается неспособным разрешить какую-то проблему, проявляет беспомощность, оказывается объектом какого-то воздействия» [Алексеева, докт. с. 121).

Так вот, в той мере, в которой молодые люди успешно проходят все виды социальных испытаний, можно говорить о достижении ими уровня развития, предполагающего наличие субъектности (субъектности личности, личностной субъектности). Подобное утверждение отстаивает и Слободчиков: «Здесь саморазвитие понимается как сознательное изменение собственной самости (русский эквивалент субъектности) или столь же сознательное стремление сохранить ее в неизменности» [Слободчиков 2000, 85). Таким образом, юношеский возраст становится тем периодом, в котором человек приобретает основной инструмент сознательного самоопределения – навык рефлексивного саморазвития – «фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Слободчиков 2000, 82).

* * *

О завершении процесса сознательного самоопределения можно говорить, если выполняются следующие требования:

· юноша или девушка способен/способна дать осмысленный и истинный ответ о том, какое место он(а) занимает в обществе, кем является (род занятий, позиция в обществе, отлаженные социальные связи, наличие жизненной перспективы);

· человек готов в основных жизненных ситуациях взять на себя разумную ответственность за свои выборы и отвержения, за свое поведение;

· человек в достаточной мере способен жить в обществе, согласовывая свои интересы и намерения с задачами общества в целом, понимает необходимость соблюдения всеми людьми общих законов и договоренностей;

· юноша или девушка готов(а) при необходимости преобразовывать условия своей жизни (по меньшей мере ближайшие), занять позицию автора собственной жизни;

· человек умеет находить и удерживать продуктивный баланс между качествами, указанными в пунктах 3 и 4.

Сочетание со всеми ранее приобретенными личностными характеристиками дает тот уровень развития, когда мы можем говорить о ставшей личности. Или по-другому, что становление личности завершилось. Все, что будет дальше, это созревание личности, личностный рост, возможно, личностная деградация и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: