Особенности экономического развития Японии после Второй Мировой войны до 90-х ГГ. 20в

После сентября 1945 года экономика страны находилась в состоянии хаоса. Если другие побежденные страны (Германия, Италия) к 1948 году сумели достичь довоенного уровня объема производства, то в Японии он составил лишь 52% от этого показателя. США не предоставили Японии помощь в рамках реализации “плана Маршалла”, но оказали значительную гуманитарную поддержку, отказались от большей части репараций, насытили Японию в начале 50-х годов заказами на обслуживание американской армии в связи с войной в Корее.

С помощью американских банкиров был разработан и осуществлен так называемый «обратный курс», в рамках которого реформированию в 1946-1952 гг. были подвергнуты все стороны жизни страны: общественный строй, государственное устройство. Главной из реформ стал роспуск дзайбацу т.е. холдингов, державших акции закрытых концернов. Были разукрупнены промышленные и торговые компании. Антимонопольным законом 1947 г. были запрещены холдинги, введен контроль над слияниями фирм, ограничено взаимное держание акций. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики.

Земельная реформа (1947-1950 гг.) состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам – крестьянам. В Японии сформировался слой свободных мелких фермеров. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, высвободила значительные трудовые ресурсы.

В 1959 г. была осуществлена радикальная бюджетная реформа. Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке

При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства в формировании структуры промышленности. В Японии сочетались механизмы рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. По мере развития структурной перестройки отраслевые приоритеты менялись. В 50-е годы в центре находились базовые отрасли: металлургия, химия, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот. В начале 60-х годов – автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия. В конце 60-х годов – электроника.

В течении 50-х гг. Япония, потерпевшая поражение во Второй мировой войне, настолько хорошо включилась в мировую экономику, что стала одним из главных победителей в экономическом соревновании великих держав. К концу 60-х гг. Япония стала третьей экономической державой, вплотную приблизившись по ряду показателей к США и СССР.

Интенсивная структурная перестройка, проходившая в Японии в последнюю четверть XX в., переросла в информационную революцию – выдвижение на первый план информационного и человеческого факторов.

Основные слагающие хозяйственных успехов Японии после Второй мировой войны можно свести к следующему:

· особый характер и особые способы обновления основного капитала. Уже со второй половины 50-х гг. промышленность Японии переключается с трудоемких отраслей производства на капиталоемкие. Это означало ускоренное развитие новых отраслей - автомобильной, электротехнической, производства синтетических материалов. С середины 60-х гг. начинается второй этап технического перевооружения японской промышленности – переход к кибернетизации производства, к наукоемким отраслям. Для Японии стало характерным широкое приобретение у других стран их научно-технического опыта, покупка патентов и лицензий;

· особая форма государственного регулирования экономики. В Японии государству принадлежит более трети основных производственных фондов. При перестройке экономики был использован прямой контроль и активное влияние правительства в формировании структуры промышленности. По мере развития структурной перестройки отраслевые приоритеты менялись. Государство охраняло промышленность от внешней конкуренции, ограждало от разрушительных валютных дефицитов и расстройства денежной системы;

· высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе. В Японии до сих пор в хозяйство инвестируется около трети валового национального продукта;

· сравнительно низкий удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции;

· патернализм (идея социального партнерства), который был характерен для японской промышленности начала XX в., сохранился и в послевоенное время. Большое внимание уделяется социально-психологическим факторам по сплочению членов трудового коллектива, для организации семейного отдыха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: