Президент, правительство, парламент. Государственное и партийное строительство в 2000 – 2012 г

Изменение государственной политики в области партстроительства ставит на повестку дня вопрос о перспективах партийной системы Российской Федерации. В декабре 2011 года Д.А. Медведев выступил с рядом инициатив, направленных на совершенствование политической системы Российской Федерации, в том числе с законопроектом, упрощающим процедуру регистрации политических партий. Уже в марте 2012 года закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, 3 апреля он был подписан Президентом РФ, 4 апреля 2012 г.– вступил в силу (в день опубликования).

В соответствии с данным законом количество членов партии, необходимое для ее регистрации, было снижено с 40 тысяч, до 500 человек. Требования к минимальной численности членов партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы более чем в половине субъектов РФ, отменены, они могут быть определены уставом политической партии. С учетом этих изменений политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов в ее региональных отделениях. Кроме того, новым политическим партиям запрещается использовать в своих названиях наименования уже действующих партий, а также их аббревиатуры.

В начале 2000-х гг. государственная политика в области партийного строительства претерпела качественные изменения. Это связано с принятием Федерального закона от 11.07.2001 «О политических партиях». Наиболее существенными положениями Закона «О политических партиях», вызывавшими критику, были: запрет региональных и межрегиональных партий; запрет с июля 2003 г. иным, кроме политических партий, общественным объединениям выдвигать кандидатов на федеральных и региональных выборах; жесткие требования к численности политической партии (менялась в разные периоды от 10 до 50 тысяч человек); сложный бюрократический порядок регистрации партий (в частности, предусматривались отдельные процедуры регистрации оргкомитета партии, самой партии и ее региональных отделений); государственное финансирование партий в зависимости от итогов выборов в Государственную Думу. Данный закон сыграл важную роль в процессе упорядочения партийно-политических отношений, структурирования партийно-политического пространства в России и укреплении вертикали власти. Однако естественной эволюции партийной системы не произошло, был установлен не контроль общества над государством посредством партий, а государственный контроль над процессом образования и функционирования партийной системы.

Изменения, внесенные в закон о политических партиях в 2012 году, стали важным шагом в направлении либерализация системы. Однако, пока непонятно, приведут ли данные изменения к формированию реальной многопартийности, политического плюрализма, превратят ли они партии в действенного субъекта политических отношений, и, что еще более важно, изменится ли отношение общества к данному политическому институту. По состоянию на 12.11.2012г. список зарегистрированных Министерством юстиции партий насчитывает 42 партии. Даже беглое знакомство со списком позволяет сделать вывод об отсутствии у партий четких идеологических ориентиров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: