Психологические идеи в рамках немецкой классической философии

В немецкой психологии доминировали идеи рационализма и утверждение об активном характере познавательных процессов, т.е. врожденная активность души. Идеи Лейбница получили развитие в трудах Христиана Вольфа (1679-1754).

Вольфу принадлежит заслуга разработки немецкой психологической терминологии. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология».

Вольф является автором теории, получившей название «психология способностей». Ведущими положениям теории были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. Спонтанная активность души становится ее главной характеристикой, которая придает активность и всем душевным процессам, прежде всего, процессам познания.

Способности рассматривались как проявления этой активности, причем главной считалась способность представления, выступающая в виде познания и желания.

Главной заслугой Вольфа была идея о спонтанной активности души, порождающей весь мир представлений и стремлений. Идея психической причинности перешла от Лейбница через Вольфа, Канта и Гербарта а Вундту, писавшему об апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.

В трудах И. Канта (1724-1804) «Критика чистого разума» понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта видах знания. Исходя из законов Ньютона, Кант пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения. Сами по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия. Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека формируется понятие о форме, цвете, т.к. звук или прикосновение может стать внешним побуждением к ощущению. Однако такие понятия, как время или пространство, так же как и другие отвлеченные представления, не имеющие непосредственной связи с внешними воздействиями, оказывались вне этого закона и не могли быть объяснены как результат обобщения данных чувственных впечатлений. Это и привело Канта к мысли о существовании априорных знаний.

Большое значение для психологии имели работы Канта, связанные с изучением морального развития человека. При всех достижениях науки две вещи остаются загадочными и непостижимыми – это звездное него над головой и моральный закон внутри нас. Главный этический принцип – человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель. Этот подход отрицает любое манипулирование людьми и ставит перед человеком задачу соответствовать своему высокому предназначению. Закон морального императива (повеление, настоятельное требование) – все люди, независимо от их происхождения, социального положения должны подчиняться правилу: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства; человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли стать всеобщими.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: