Зарождение и развитие ассоциативной психологии


Ассоцианизм появился в 18 в. Термин ассоцианизм был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем как механизм переработки информации.

Английский епископ Джордж Беркли (1685-1753 - смысл жизни в борьбе с материализмом и атеизмом) положил в основу своей концепции теорию Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий и довел ее до абсурда. У Локка идеи (ощущения) отражают объективные свойства предметов окружающего мира, у Беркли идеи (ощущения) есть некая самодостаточная реальность, только и известная субъекту сознания. Т.е. Беркли отбросил идею о связи ощущений внешним миром, поставив во главу угла понятие о внутреннем опыте.

В 18 веке ассоциация стала объяснительным принципов всех познавательных процессов, в частности в работах Давида Юма (1711-1776), младшего современника Беркли. Он продолжает развивать предложенное предшественниками понимание сознания как непосредственно данной нам реальности. Для Юма характерна жесткая позиция последовательного сенсуалиста: того, чего нет в ощущениях, просто не существует.

Один из ключевых принципов работы сознания – принцип ассоциации. Юм впервые выделяет условия, при которых образуются ассоциации идей. Впечатления и идеи связываются друг с другом в ассоциацию благодаря:
1 – сходству (или контрасту) друг с другом;
2 – играет роль пространственная и временная смежность идей друг с другом;

3 – некоторые идеи связаны отношениями причинности.

В то же время Юм еще не считает ассоциацию единственным механизмом работы сознания, он говорить о том, что ассоциация просто преобладает.

Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, у английского врача Давида Гартли (1705-1757). Ассоциация – это результат чисто материальных (физиологических) причин, «вибраций», возникающих в мозгу под влиянием внешних воздействий. Если два раздражения попадают в мозг одновременно, между возбужденными участками мозга возникает связь – она-то и лежит в основе психической ассоциации, которая как тень следует за физиологическим процессом.

Все нервные вибрации Гартли разделял на два вида: большие и малые. Малые возникают в белом веществе головного мозга как миниатюрные копии (или следы) больших вибраций в черепно-мозговых и спинномозговых нервах. Учение о малых вибрациях объясняло возникновение идей в их отличии от ощущений. Поскольку же первичными считались большие вибрации в нервной системе, возникающие под воздействием на нее «пульсаций» внешнего эфира, «внутренний мир» идей выступал как миниатюрная копия реального взаимодействия организма с миром внешним.

Однажды возникнув, малые вибрации сохраняются и накапливаются, образуя «орган», который опосредует последующие реакции на новые внешние влияния. Благодаря этому организм в отличие от других физических объектов становится обучающейся системой, имеющей собственную историю.

В тех случаях, когда при возбуждении процесс вибрации в мышцах незаметен, он все же происходит, хоты и в ослабленной форме. Это дает основание признать за Гартли приоритет в разработке важной идеи, прочно вошедшей в современную психофизиологию: идеи о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме (микродвижения). Но что представляет собой закономерный переход чувственного возбуждения через нервные центры к мышцам, если не рефлекс? Учение Гартли представляло вторую после Декарта выдающуюся попытку соединить рефлекс с ассоциацией. (Третьей попыткой стало учение Сеченова).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: