Кузищина. Гео. Египет + Нубия и Ливия + Палестина, Синай, Финикия и южная Сирия + прибрежные территории (в т

Гео. Египет + Нубия и Ливия + Палестина, Синай, Финикия и южная Сирия + прибрежные территории (в т. ч. проливы), Кипр, Киклады и иже.

Дата. 323-30

Образование. Основатель династии – один из ближайших соратников Александра – Птолемей Лага. Проправил с 323 по 283 гг.

Политика. Вся история сводится к постепенному отпадению внеегипетских владений, что закончилось полной их потерей уже к середине II в. III в. – общий подъём, но уже ко II – упадок. III в – борьба с Селевкидами: пять сирийских войн, наиболее удачная – третья (245-243, дошли до Месопотамии, но вынуждены были отступить). Удачна и 4-я (в битве при Рафии 217 огромная селевкидская армия разгромлена). Но потом Птолемеи проигрывают одну войну за другой. Нередко само государство спасал лишь союз с Римом. Только благодаря ему и просуществовало до 30 года, после чего Римом и завоёвано.

Сохранены все старые особенности политической системы Египта (деспотия, огромное чиновничество). При дворе вводится институт «родственников царя» - ближайшее придворное окружение. Страна делится на номы, во главе которых стратег (воен-полит), номарх (гражданск.). Номы делятся на топы и комы. В городах греческого типа – самоуправление. Во внеегипетских провинциях – наместники, но там намного больше городов полисного типа.

Устройство. Источники – папирусы. Столица – Александрия. Территории можно разделить на египетские и внеегипетские, для каждой группы своя политика.

Египетская политика. Экономика – укрепление с/х. Множество новых каналов (вдоль нила, нил – красное море, файюмский оазис) позволяют увеличить пахотные земли, а новые культуры (пшеница, рис, хлопчатник) интенсифицируют хозяйство. Государство очень жёстко регламентирует всю экономику, что позволяет Египту в III в. кормить всё Срз. Больше всего земли – у царя. На ней работают свободные арендаторы – наиболее необеспеченная группа населения. Часть земли в частных руках (крупные чиновники, храмы и иже), там контроль меньше. Ремесло также под жёстким контролем, оно рассредоточено по городам и сёлам. Социум. Городов греческого типа почти нет (Александрия и Птолемаида). В основном – типично египетские города. Единственное новшество в них – возможность создания ремесленных коллегий. Главная социальная опора власти - греческие иммигранты (армия, управление). Большую роль играет и местная знать. После завоевания увеличивается роль рабов, но они работают наравне со свободными, они – не главная производительная сила. Очень много налогов, которые разоряют мелких земледельцев и ремесленников,тем более собираются откупщиками. Это в конечном итоге приводит к бегству из деревень и городов (анахоресис).

Внеегипетская. Активное насаждение городов полисного строя, но в них автономия только по мелочам. Мало исследована – почти нет источников.


52. Эллинистическая культура. Новый этап в развитии древнегреческой культуры.

Расширение микрокосма. В рамках полисной культуры человек жил прежде всего в своем полисе. Теперь он живет в империи, частью которой является его полис. Космополитизм. Перемещение больших масс народа на огромные по тем временам расстояния в ходе военных походов. Отсюда девальвация гражданства. Индивидуализм вместо коллективизма.

Синкретизм. Создание единой культуры на всем пространстве державы. В основе – эллинская культура (койнэ – общий язык на основе греческого). Синтез греческой полисной и персидской деспотической культур.

Религия. Роль ее повышается. Греческие боги получают древневосточные черты. В связи с расширением микрокосма человек чувствует себя одиноким, исключенным из общины. Особенно это относится к покоренным народам (например, Иудея, включенная в состав державы Селевкидов). Отсюда – возвышение индивидуальных этических религий прощения, особенно на востоке (например, в Иудее). Культы Кибелы и Исиды. Новые синкретические божества (Серапис). Мистицизм. Мессианство. Индивидуализм. Частое обожествление монарха. Обожествление добродетелей.

Культура в узком смысле слова. Каждый эллинистический правитель стремится собрать при своем дворе как можно больше культурных ценностей, ученых и др. Афины, Пергам Сиракузы, Александрия – такие культурные центры (Александрийский мусейон). Стали больше писать, т.е. увеличилось число дошедших до нас авторов => стали больше читать.

Театр. В театре – стремление к реализму (актеров больше, костюмы у них ближе к повседневной одежде, убрали хор). Есть трагедия (Ликофрон), но по-настоящему популярна комедия нравов (Менандр).

Литература. Новая поэзия (Каллимах, Арат, Никандр) – александрийского стиля, ученая поэзия. Предполагается большая эрудированность автора (ср. напр. «Поэму о ядах и противоядиях» Никандра). Содержание приносится в жертву форме. Эпиграммы (Леонид Тарентский). Идиллии (Феокрит). Социальные романы-утопии (Эвгемер). «История» Иеронима из Кардии. «Всеобщая история» Полибия.

Архитектура. Масштабность и помпезность. Пальцовость и крутизна часто подавляют чувство гармонии. Регулярный город (Гипподам). Основной тип храма – диптер. Разрабатывается архитектура частного жилища. Фаросский маяк (Сострат из Книда, 280) = ГЗ МГУ.

Скульптура. Пергамская (последователи Скопаса; психологизм и стремительность движений; Галл, убивающий себя и свою семью, Пергамский алтарь) и Родосская (последователи Лисиппа; Голые мужики, но не классические – спокойные и прекрасные, а надменно-властные, сатрапы всякие; Эллинистический правитель, Лаокоон и его сыновья, Колосс Родосский) школы – основные. Огромное количество. Каждый пацан-не-промах хочет, чтобы было круче, чем у соседа => массовость производства => снижение качества. Реализм вплоть до натурализма, индивидуализма и нудизма. В то же время сохранены классические тенденции. Ника Самофракийская. Афродиты Милосская и Киренская. Мелкая пластика.

Наука. Прежде всего практическая. Отделение от философии. Дифференциация научных дисциплин. Математика делает сильный рывок (Эвклид из Александрии, Архимед из Сиракуз, Аполлоний из Перги). Астрономия (Аристарх Самосский – гелиоцентрическая система мира, Эратосфен Киренский – померил экватор, Гиппарх – геоцентрическая система мира; именно он сбил с толку всю астрономию вплоть до Коперника). Ботаника (Феофраст). Медицина.

Философия.

1. Последователи Платона (академики – древние Ксенократ, Полемон, Кратет и новые Аркесилай и Карнеад) и Аристотеля (перипатетики – Феофраст, Стратон) постепенно сдают позиции и становятся клубом для избранных. Новые философские группы – киники, стоики, эпикурейцы.

2. Стоики (Зенон, Клеант, Хрисипп). Название течения от «стоя пойкиле» - некоего цветного портика, с которого вещал Зенон. Суть: весь окружающий мир – телесная, инертная, пассивная субстанция, которая приобретает определенные формы и качества только будучи пронизана творческой силой. Эта творческая сила – праобраз Б_га-Творца. Уже есть эсхатологические идеи. Цикличность мира. Идеи космополитизма. Отрицание рабства.

3. Эпикурейцы (Эпикур). Боги есть, но они никак не влияют на состоящий из атомов мир. Человек – творец своего счастья. Счастье в том, чтобы прожить жисть незаметно, умеренно, отстраненно от мира, в кругу семьи (и это палка стоикам).

4. Киники (Антисфен, Диоген). Более демократичная, чем две предыдущие, система. Богатство – оковы для человека. Жить сообразно природе, питаться подножным кормом, не делать лишних телодвижений. К старости сама собою облысеет голова.


53. Социально-политическая борьба в Спарте в III в. до н.э. Реформы царей Агиса и Клеомена.

Особенный кризис. Всего 700 полноправных граждан, остальные – нищие. Борьба двух династий между собой. Эврипонтиды выступают за новые реформы. 245 г. – Агис. Он за отмену долгов, перераспределение земли. Богатые сумели не допустить перераспределения, но кассация долгов была. Заговор и Агиса казнили. Клеомен – сын царя – соправителя Агиса. Воевал с Ахейским союзом в 228 году. И долги, и земли перераспределил. Кое-кому из периеков гражданство дал. Сначала, весь Пелопоннес его поддерживал, но, поняв, что он проведёт там аналогичные реформы, отвернулись от него. На помощь Ахейскому союзу пришли македонцы. При Селассии (221 г.) спартанцы уступили. Набис, последний реформатор, хотел добиться поддержки Рима, но те поддержали союз с ахейцами и в конце века Спарту окончательно разбили. Главная причина проблем – сама суть Лакедемонского устройства. К тому же, все попытки что-то реформировать построены на абсолютизации власти царя, а это наталкивается на протест граждан, желавших сохранить свои права.


54. Держава селевкидов в III - I вв. до н.э. Взаимоотношения с Римом.

Гео. От Эгейского моря до Индии

Дата. 321-83 (завоевание Тиграном)/63 (Сирия - римская провинция)

Возникновение. Всё пошло из совещания диодохов в Трипарадизе (321), когда Селевку (телохранителю АМ) была выделена Вавилония. С неё и начинал, а кончил самой большой державой.

Политика. Начинает Селевк с отвоевания восточных провинций, дошёл до Индии, где от него откупается Чандрагупта (500 слонов). Потом на западе – мочит Антигона при Ипсе (301) => Северная Сирия; и Лисимаха при Куропедионе (281) => Малая Азия. Двинул армию в Грецию, но был убит Птолемеями.

Сын Антиох (281-261) более не претендует на завоевания, вынужден отстаивать Южную Сирию (сирийскийе войны с Птолемеями (воп. 51)), вести постоянные войны с Птолемеями (за греческие города) и кельтами (отбивая набеги из Галатии – севернее Фригии) в МА, оборонятся от кочевников на востоке. В МА Антиох громит кельтов, но войны в Сирии оказываются неуспешными – Птолемеи усиливаются.

При Антиохе II немного усиливаются позиции в Сирии (2 сир.), отпадают Парфия (царство Аршаки) и Бактрия (Греко-бактр. царство). После него – династические распри, которыми пользуется Птолемей и захватывает территории вплоть до Месопотамии (3 сир., «война Лаодики» - по имени убитой в результате распрей дочери Птолемея и жены Антиоха).

Селевк II отвоёвывает почти все территории, захваченные Птолемеями. Селевк III правит мало. Расцвет и начало падения – при Антиохе III (223-187). Сначала подавляет ряд восстаний. Затем – 4 сир. Доотвоёвывает территории, доходит до Палестины и Финикии, но в решающей битве при Рафии (217) разбит, по миру – традиционные границы. Главное – восточный поход (212-205). Средства на него – грабит храм Анахиты. Покоряет Парфию, Бактрию, идёт на Индию, где от него по традиции откупаются слонами, потом в южный Иран, потом в Аравию. С тех пор собой очень гордится, сам себя именует Великим. После похода – снова война с Птолемеями: приобретает Ю Сир., Фин., Пал., города МА. Он же впервые сталкивается с Римом (поддержал недовольных в Греции, захватил Фракию). Но дипломат плохой – потерял перед самой войной почти всех союзников. Война с ним сначала в Греции (битва при Фермопилах), потом перенесена римлянами в МА. Решающее поражение – битва при Магнесии (р. Меандр, МА, 190). Очень тяжёлый мир, огромная контрибуция. Чтобы её выплатить пытается разграбить храмы, что вызывает восстание, в котором А. и погибает. Сразу же отлагаются Бактрия и Парфия, восстания по всей державе.

После АIII – упадок. Значимая фигура – только Антиох IV (175-163): громит Египет, пытается провести очень сильную эллинизацию всей державы (Вавилон - полис), что встречается в штыки (восстание маккавеев 167-142). Во время подавления одного из восстаний А IV гибнет.

Потом – усиление парфян (традиционной деспотии), которые отвоёвывают постепенно всю державу. Последняя попытка воссоздать былое – Антиох VII (138-129): отвоевал Вавилонию, опираясь на греческое население полисов, недовольное приходом парфян, дошёл до Парфии, где зазимовал. Там поднялось восстание, которое при поддержке парфянских войск перебило всё войско А. После АVII – династические войны в единственной оставшейся области - Сирии. И так до 83, когда она завоёвана Тиграном.

Глава государства – сакрализованный царь с абсолютной властью. Развитая бюрократическая система. Однако, в силу большой территории, много автономий. Среди главных лиц традиционные «родственники и друзья» царя, «ведающий делами» и казначей. Деление на сатрапии (-епархии - гипархии). В руках сатрапа – гражданская и военная власть. Отдельная ветвь – финансы. Несколько сатрапий могут объединятся в наместничества.

Армия – фаланга из греков. Пешая гвардия – аргироспиды. Конница – катафрактарии. Конная гвардия – агема. Кроме них – легковооружённые, слоны. Мало наёмников.

Соц-эк. Сочетание различных укладов. Военные колонисты на границах державы (должны отличаться этнически от основного населения => в основном, греки). Колонистам даётся земля в обмен на службу в армии. Активно создаются полисы – опорные пункты власти Селевкидов. Полис автономен, не подчиняется сатрапу. Но земля и колонистов и политов – в условном владении. Верховный собственник – царь. На земли полиса нередко попадали местные общины, которые должны отчислять налоги в сам полис. Эллинизированные финикийские города тоже приобретали черты полисов. Вавилонские гражданско-храмовые общины (жречество + обладающие правом довольствия с храмовых земель) – Урук, Вавилон, Ниппур и иже – обладают автономией, их земли – в полной собственности. Экономически более привилегированны, но реально вавилонянам и иже доступ к власти закрыт.

В экономике – с завоеванием усиливается роль классического рабства. Но основные производители – общинники, платящие налоги (в полис, в гр-хр общину, в царскую казну). Налог судя по всему денежный. Крестьянство в целом беднеет, зато богатеют города. Рост торговли, ремесла. Но и усиление эксплуатации, что приводит к восстаниям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: