Г.Земпер и эстетика позитивизма

Готфрид Земпер (нем. Gottfried Semper, 29.11.1803, — 15.5.1879)

Занимал пост профессора архитектуры в королевской Академии изобразительных искусств Дрездена

В своей архитектурной практике вдохновлялся античной классикой, но воспринятой сквозь призму итальянского Ренессанса и барокко. Разрабатывал монументальные комплексы, доминирующие в ансамблях центров обновляемых городов.

Опубликовал целый ряд теоретических работ, важнейшей из которых является книга «Стиль в технических и тектонических искусствах» (1863) – опыт «практической эстетики», где он в противовес философскому идеализму своего времени подчеркнул базисное стилеобразующее значение материалов и техники. Ратовал за активизацию роли цвета в скульптуре и зодчестве, посвятив этой проблеме работы «Заметки о раскрашенной архитектуре и пластике древних» (1834) и «О полихромии» (1851).

Земпер связывал законы формообразования с функциями художественных произведений, материалами и способами их обработки. Взгляды Земпера. повлияли на многие концепции арх-ры, худ пром-сти и худ конструирования в к 19 и н 20 вв.

ГЗемпер проводил анализ арх-ры и дпи – вывел: форма изделия основывается на назначение и материа ле. интересы потребителя и производителя – это чуждо. Вещь должна быть чиста. – отражать только то что ей присуще. Роль Земпера – его идеи легли в основу кон-ии функционализма.

Теор взгляды З., сложились под влиянием позитивизма, З. критиковал капиталистическое разделение труда и его последствия. В разобщении техники и иск-ва, в отрыве украшения от конструкции - он видел причины упадка арх-ры и худ ремёсел в 19 в. Он стремился возродить стилистическую цельность «практических искусств», рассматривая стиль как органически исторически сложившееся явление. Понимал худ начала как символической «одежды» конструкций и мат-в.

З уделял большое внимание этому вопросу и многосторонне его исследовал. Технические иск-а он разделяет на текстильные, керамические, тектонические и каменные работы. Он считает, что тот или иной стиль возникает на основе способов обработки материалов. Предметом исследований являются и различные виды прикладных иск-тв, и арх-ра. Сами машины не были объектом его наблюдений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: