Социально-эстетические предпосылки эстетики техницизма и функционализма

В условиях технической революции и зарождения массового производства архитектурно-художественная форма зачастую просто накладывалась на техническую основу, но органичности внешнего образа объекта и его конструкции в этом случае не получалось, новые материалы, новые индустриальные технологии имитировали старые ремесленные формы, нещадно искажая и уродуя их. Искусство тогда рассматривалось оторвано от процессов производства, оно, просто то прикладывалось к промышленным изделиям. Новый, промышленный способ производства принес обилие средств— материалов, технологий, с которыми художники в силу своей неопытности не могли сразу совладать, эти новые средства просто задавили их. Но со временем пришли к отказу от слепого подражания стилям прошлого к работе с отвлеченной формой, лишенной внешних украшений. Пришли к главному принципу функционализма, который был сформулирован Мутезиусом «форма должна согласовываться с функцией». Он же выдвигает идею типизации, с помощью которой можно добиться единства предметного мира.

Функционализм был основным кредо Баухауза. Важным в методике обучения, которая практиковалась в Баухаузе, было также то, что учащимся прививали стремление в процессе формообразования выявить конструктивность вещи, правдивость используемого материала. Ну и конечно, форма должна была строго следовать ее функции.

ранний функционализм отказывается от эстетических возможностей традиционных материалов и конструкций- естественного камня, дерева, кирпичной кладки. Каменная кладка, как правило, штукатурилась, причем штукатурка часто имитировала бетон. Таким образом, ведущими эстетическими постулатами модернизма становились:

- геометризм /" архитектура прямого угла"/;

- антидекоративизм /" Орнамент - это преступление" - называется книга идейного предтечи модернизма

- эстетика механически обработанных поверхностей строительных конструкций заводского изготовления - антитеза предшествовавшему культу изделий ручного труда

В представлениях и трудах идейных лидеров функционализма - Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Т.ван Дусбурга, М. Гинзбурга - произошло слияние архитектурно-технических и социальных идей, сформировалось представление о возможности архитектурными средствами преобразовать социальную картину жизни людей. Предполагалось, что за счет экономической эффективности новой строительной техники окажется возможным создать достойное жилище и полноценную городскую среду для наименее обеспеченной и самой многочисленной части горожан.

В 1924 г. Веркбундом организована выставка промышленных изделий под названием «Form ohne Ornament» (нем. «Форма без орнамента»), означавшая полную победу функционализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: