Витебская художественная школа. Уновис

Современный дизайн имеет достаточно разветвленную «корневую систему», в разное время черпавшую соки из культур разных стран мира. На переломе XIX и XX веков европейский дизайн создали: британское движение за обновление искусств и ремесел, германский союз промышленников, экономистов и художников «Веркбунд», российская школа искусств и ремесел ВХУТЕМАС и еще ряд других культурных явлений, рожденных разными народами нашего континента. Не меньший вклад на этом раннем этапе развития дизайна внесла и Беларусь. Имеется в виду деятельность объединения пионеров советского дизайна УНОВИС (Учредители нового искусства), объединения, созданного в 1920 году в Витебске. Хоть это объединение просуществовало не долго, а судьба его членов была достаточно драматична, влияние УНОВИСа на развитие дизайна XX века нельзя переоценить.

УНОВИС («Утвердители нового искусства») — авангардное художественное объединение, созданное К. С. Малевичем в Витебске.

Представляло собой ранний пример арт-группировки нового типа, созданной — что характерно для российского постреволюционного десятилетия — на базе госучреждения. Возникла эта группировка после того, как ректор новосозданной Народной художественной школы (позднее — Свободных художественных мастерских и, наконец, Витебского художественно-практического института) В. М. Ермолаева пригласила в 1919 Малевича для руководства живописной мастерской. Создатель супрематизма, приехав в Витебск, сплотил вокруг себя группу учеников (Л. М. Лисицкий, Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, И. Г. Чашник, Д. Якерсон, Н. И. Коган и др.), в число которых вошла и сама Ермолаева. Они устраивали выставки-обсуждения работ преподавателей и учеников, философские диспуты, активно участвовали в оформлении города к революционным праздникам. Впрочем, лояльность и даже «революционность» «уновисов» была политическим фасадом их супрематически-конструктивистской программы, полной независимого эстетического мистицизма, нацеленного на «создание чистого живописного образа». Идеи уновисовцев легли в основу теории так называемого «производственного искусства», которая была очень популярна в 1920-е годы в среде советских художников «левого» направления. Разработкой этой теории занимались такие выдающиеся теоретики нового искусства, как Б.Арватов, А.Ган, Н.Тарабукин. На практике ее осуществляли пионеры советского дизайна А.Родченко, В.Татлин, Я.Попова, Е.Семенова и др. Представители «производственной концепции» желали слияния искусства непосредственна с жизнью, путь к чему видели в создании художественными средствами утилитарных вещей быта. Искусство ими представлялась не просто как часть культуры человека, а как жизнестроение, метод воспитания людей. «Искусство как метод строительства жизни» Разного же рода дизайнерские разработки, в том числе и наглядный агитпроп, служили лишь педагогическими моделями этого идеала.

В 1920 открылся филиал «Уновиса» в Смоленске (под руководством польских художников, супругов В.Стржеминского и Е.Кобро), а также филиалы в Москве, Перми, Саратове и некоторых других городах. Но уже достаточно быстро — в связи с реорганизацией Наркомпроса условия работы резко ухудшились.

С переездом же лидера в Петроград (в 1922) витебская группа вошла в структуры созданного и руководимого Малевичем Института художественной культуры.

Ее сравнительно кратковременная деятельность стала, однако, этапной вехой истории мирового авангарда, породив целый ряд радикальных преобразований традиционного художественного языка.

1923г. Институт лишается статуса высшего учебного заведения и реорганизуется в художественный техникум.

То, что гибель молодой белорусской дизайнерской школы была не случайной, доказывает и судьба первого российского дизайнерского учебного заведения ВХУТЕМАС-ВХУТЕЙН. Оно тоже было осуждено на уничтожение по целому ряду причин. В первую очередь надо сказать, что уровень производства в советской стране в 1920-е годы еще не позволял ввести в промышленность методы технической эстетики. Не были подготовлены для восприятия новой эстетики и широкие массы потребителей, а также тогдашние руководители производства. Отвергало новые эстетические теории и высокое партийное начальство. «Искусство как метод строительства жизни… — вот лозунг, под которым идет пролетарское представление о науке искусства». Именно в этом первые советские дизайнеры, по мнению власть имущих, "переходили рамки". Нет, только партия во главе с великим Сталиным может руководить строительством жизни. Тот же, кто претендует на подмену ее в этой роли, может быть опасен. Конечно, искусство дизайна не могло быть тогда таким уж сильным конкурентом партии, но его претензия на овладение хоть частью ее власти над умами людей была нарушением существовавших тогда рамок, выход за которые грозил суровым наказанием. Кстати, это характерно вообще для всех тоталитарных систем. В фашистской же Германии был закрыт Баухауз, дизайнерская школа, которая, как и первые советские дизайнеры, проповедовала жизнестроение. Тоталитарные государственные системы зорко охраняют нерушимость своей всеобъятности, это их инстинкт самосохранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: