Постмодернизм и дизайн. Новые эстетические концепции

Постмодернизм распространился в 70-х г XX ва как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая совр функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время.

Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности, к ироничности и цитированию истор стилей. Арх-ры и худ-ки постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, комп графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм.

Роберт Стерн назвал «три его принципа или точнее подхода»:

1 – подчинение арх-ры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; 2 – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к истор стилям.

3 принцип - круг арх-ых элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых.


Яркими представителями стали арх-ры: Р Вентури, Чарльз Мур, Роб Криер. Многие из них работали и в области д-на.
Начинавшийся в арх-ре с теор предпосылок, постмодернизм продолжился в д-не в виде концепции коммерческой культуры, став, в итоге, ее частью. Постмодернизм создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя. Он дал толчок к поискам яркого и значимого д-на с новым смыслом и экологической моралью.

Стиль "Мемфис" стал настоящей анархией в д-е. В нем сложно выделить "формообразующие черты", т.к он ориентирован на выражение самобытности д-ра. Но общее, объединяющее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль "Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным. Он как будто кричал: "Не относитесь к дизайну слишком серьезно!" Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо. Недорогие материалы

На Западе в 70-е гг. на смену строгим нормам и правилам поведения пришло множество субкультур, плюрализм и свобода выбора. Идеологию "индустриального общества" сменила концепция "постиндустриального общества"."Компьютерная революция" "Новое мышление" проповедует освобождение от "идеалов", препятствующих самореализации личности. Новый дизайн основывается на следующих принципиальных постулатах: 1) абсолютной свободы творческого самовыражения; 2) постоянное реактивное изменение дизайна, вызванное изменением реальности, потребностей потребителей; 3) принципиального, концептуального и жанрового плюрализма

С 70-х гг. наступило время множества стилей и направлений в д-не одежды. Д-ер должен учитывать изменения потребительских предпочтений, стараясь найти свою нишу на рынке моды — группу потребителей, которые выберут его стиль. А у разных соцх групп разные системы ценностей, а значит — разные взгляды на цели вещей, разные эстетические запросы, что и определяет эстетический плюрализм.

В сфере вещей в наблюдался "взрыв разнообразия". моды больше не существует в том смысле, что не существует единой моды для всех, а каждая субкультура, каждая группа ориентируется на свои модные стандарты и образы. Право на максимальное проявление своей индивидуальности получил не только потребитель, но и сам дизайнер. В 70-е гг. появилось новое стилевое направление в дизайне одежды — "диффузный стиль", к-й стал одним из первых проявлений эклектики в проектировании костюма. Исчезновение категории вкуса в эстетике постмодернизма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: