Постмодернизм как тип мировидения и доминанта современной культуры

Понятие постмодернизма было введено в употребление искусствоведами и культурологами для обозначения особенностей западного искусства последних десятилетий XX в. Эпоху постмодернизма стали рассматривать как новый исторический этан, пришедший на смену эпохе модернизма, которая охватывает развитие художественной культуры с конца XIX в. до послевоенного (после окончания Второй мировой войны) времени. Обращение к понятию постмодернизма опирается на предположение, что после войны в западном искусстве появились новые веяния, не укладывающиеся в рамки модернизма, а потому его время истекло.

Но приставка «пост» означает лишь то, что постмодернизм хронологически возникает после модернизма, и сама по себе еще ничего не говорит, что же он собой представляет. Чтобы ответить на последний вопрос, теоретики стали искать особенности, отличающие постмодернистское искусство от модернистского. Искусство эпохи модернизма чрезвычайно разнородно и многостильно, и лишь условно можно опред. некот. общие черты, более или менее присущ. всем его школам и течениям.

Противопоставление искусству прошлого, поиск новизны, в котором могут и даже должны быть отброшены любые художественные каноны, стесняющие свободу поиска.

Отказ от принципа мимесиса (подражания), согласно которому искусство обязано отражать, копировать действительность. Стремление не к отражению реального мира, а к созданию силой воображения и таланта своего мира, который может иметь мало общего с реальным.

Отрицание традиционных эстетических и этических требований к иркусству (красота, гармония, разум, добродетель и пр.). Стремление поразить, публику; обращение к таким темам, как бессмысленность бытия, болезнь, уродство, смерть; выделение эстетики ужасного и безобразного.

Недолговечность стилей модернистского искусства. Рождение нового стиля нередко имеет эпатажный хар-р и начинается со скандала. Рекламность — важн. условие популяриз. нового стиля.

Однако в реальной художественной практике последних десятилетий XX в. все эти черты встречаются не реже, чем в постмодернистском искусстве. Поэтому некоторые искусствоведы не без основания полагают, что эпоха модернизма продолжается и постмодернизм надо рассматривать всего лишь как некоторое направление или этап внутри модернизма («поздний модернизм»).

Сторонники взгляда на постмодернизм как на новую эпоху в художественной культуре пытаются, однако, указать новые веяния, которые впервые появились в искусстве послевоенного времени и которых не знало искусство модернизма. К признакам постмодернизма относят, например:

воскрешение традиций художественной классики, диалог с пей, включение элементов великих стилей прошлого в новые формы искусства;

ироническую интонацию, смешение фактографичности с гротеском, рационального, серьезного, возвышенного — с иррациональным, игровым, шуточным;

ориентацию искусства одновременно и на массу, и на элиту;

экспансию искусства в новые сферы — создание его новых форм, видов и жанров, расширение границ искусства вплоть до отождествления его с нехудожественными формами деятельности (например, создание художественных композиций из реальных предметов и элементов пейзажа — хэппенинг, инвайронмент, лэнд-арт и т. п.).

В литературе конца XX в. понятие постмодернизма стало переноситься из сферы искусства на другие области культуры и всю культуру вообще, а иногда и общество в целом стали называть постмодернистскими. Возникла философия постмодернизма, которая претендует на то, чтобы быть философией современной эпохи. Саму эту эпоху стали называть Постмодерном (подобно эпохе Возрождения), а постмодернизм стали толковать как концепцию, раскрывающую специфику этой эпохи. Однако сущность постмодернизма (как и Постмодерна) остается неясной, и споры вокруг смысла этих понятий не утихают.

35. Художественные принципы постмодернистской литературы: содержательные и формальные признаки (текст, интертекст, симулякр, эпистема, пастиш, инвариант, пародия, игра и т.д.).

Понятие постмодернизма было введено в употребление искусствоведами и культурологами для обозначения особенностей западного искусства последних десятилетий XX в. Эпоху постмодернизма стали рассматривать как новый исторический этан, пришедший на смену эпохе модернизма, которая охватывает развитие художественной культуры с конца XIX в. до послевоенного (после окончания Второй мировой войны) времени. Обращение к понятию постмодернизма опирается на предположение, что после войны в западном искусстве появились новые веяния, не укладывающиеся в рамки модернизма, а потому его время истекло.

Ведущими признаками постмодернистской лит-ры есть ирония, "цитатное мышление", интертекстуальность, пастиш, коллаж, принцип игры. В постмодернизме властвует тотальная ирония, общее осмеяние и насмешки. Многочисленные постмодернистские худ. произвед. хар-ся сознательной установкой на ироническое сопоставление разных жанров, стилей, художественных течений. Произведение постмодернизма - это всегда высмеивание предыдущих и неприемлемых форм эстетичного опыта: реализма, модернизма, массовой культуры.

Одним из главных принципов постмодернизма есть цитата, а для представителей этого направления присуще цитатное мышление. Американский исследователь Б. Морриссетт назвал постмодернистскую прозу "цитатной литературой". Тотальная постмодернистская цитата приходит на смену утонченной модернистской реминисценции. Целиком постмодернистским есть американский студенческий анекдот о том, как студент филолог впервые прочитал "Гамлета" и был разочарован: ничего особого, собрание распространенных крылатых слов и выражений. Некоторые произведения постмодернизма превращаются в книги-цитаты. достижением именно постмодернизма есть гипертекст. Это текст, построен таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, вместе с тем представляя единство и многочисленность текстов. Его примером есть любой словарь или энциклопедия, где каждая статья отсылает к другим статьям этого же издания. Читать такой текст можно по-разному.

Признаком постмодернистской литературы есть так называемый пастиш (от итал. - опера, составленная из отрывков других опер, смесь, попурри, стилизация). Он является специфическим вариантом пародии, которая в постмодернизме изменяет свои функции. От пародии пастиш отличается тем, что теперь нечего пародировать, нет серьезного объекта, который можно подвергнуть высмеиванию. Пастиш понимают также как самопародирование. Американский исследователь постмодернизма И. Хассан определил самопародию как средство, с помощью которого писатель постмодернист сталкивается с "лживым по своей природе языком". Он предлагает нам "имитацию романа его автором, который, в свою очередь, имитирует роль автора,... пародирует сам себя в акте пародии".

Искусство постмодерна по своей природе есть фрагментарным, дискретным, эклектичным. Отсюда - такой его признак, как коллаж. Постмодернистский коллаж может показаться новой формой модернистского монтажа, однако он существенно отличается от него. Как утверждает Тео Дан, в модернизме монтаж, хотя и был составлен с несопоставимых образов, все-таки объединенный в несомненно целое единством стиля, техники; он был "аранжирован", как уравновешенная и продуманная композиция, передавал ощущение симультанности, видя одну и одну и ту же вещь с разных точек зрения. В постмодернистском коллаже, наоборот, разные фрагменты собранных предметов остаются неизменяемыми, нетрансформированными в единое целое; каждый из них сохраняет свою отделенность.

Важным для постмодернизма есть принцип игры. Классические морально-этичные ценности переводятся в игровую плоскость. Как делает замечание Г.Игнатенко, "вчерашняя классическая Культура, ее духовные ценности живут в Постмодерне мертвыми - его эпоха ими не живет, она в них играет".

Среди других характеристик постмодернизма - неопределенность, деканонизация, карнавализация, театральность, гибридизация жанров, сотворчество читателя, насыщенность культурными реалиями, "растворение характера" (полная деструкция персонажа как психологически и социально детерминированного характера), отношение к литературе как к "первой реальности" (текст не отображает действительность, а создает новую реальность, даже много реальностей, часто независимых одна от другой). А наиболее распространенными образами метафорами постмодернизма есть кентавр, карнавал, лабиринт, библиотека, сумасшествие.

Симуля́кр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотически, знак, не имеющий означаемого объекта в реальности.

Эпи́стема — один из основных терминов философии Мишеля Фуко — структура, существенно обуславливающая возможность определённых взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.

Пасти́ш (фр. pastiche: от итал. pasticcio — стилизованная опера-попурри) — вторичное литературное произведение, являющее собой продолжение либо иную сюжетную версию первичного (авторского) с сохранением авторского стиля, персонажей, антуража, времени действия и т. д. В отличие от стилизации и так называемых фанфиков, позволяющих более вольно трактовать исходный материал, пастиш предъявляет более жёсткие критерии к автору с точки зрения введения дополнительных персонажей и развития сюжета.

Инвариа́нт или инвариа́нтность — термин, обозначающий нечто неизменяемое.

Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: