Учения о государстве и праве в Англии 18 века

Д.Юм: узурпация (завоевание) – основной источник государственности; отрицание договорной теории и рациональной природы естественного права. Болингброк: свобода как подлинная цель правительства. У.Блекстон: идея свободы верховной власти от юридической ответственности. Э.Берк: критика теории естественного права, общественного договора и народного суверенитета.

1. Д.Юм:

1) отвергал идею божественного происхождения королей и теорию общественного договора;

2) считал, что все гос-ва основывались путем узурпации, завоевания, насилия;

3) естественный закон – не веление разума, а результат взаимного приспособления людей;

4) очертил идею содержания Международного права:

- неприкосновенность особы посла;

- право объявления войны;

- воздержание от применения отравленного оружия.

2. Болингброк:

1) разделял идею ощественного договора;

2) провозглашал свободу – подлинной целью права;

3) лучшей формой правления считал монархию, ограниченную законом;

4) поддерживал принцип разделения властей.

3. У.Блекстон:

1) отвергал идею естественного состояния;

2) не признавал теорию общественного договора;

3) считал, что высшая законодательная власть должна ------ королю, лордам и общинам;

4) король свободен от юридической ответственности.

4. Э.Бёрк: 1) отрицал теорию естественного права, общ.договор и народный суверенитет;

Оспаривал теорию общественного договора тем доводом, что человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей.

Столь же неверна, по мнению Бёрка, и теория народного верховенства. Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе. Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле человек не свободен от наличного общества и общественных связей.

2) рассматривал общ-во и гос-во как часть созданного Богом миропорядка;

Общественный порядок, рассуждал Бёрк, складывается в результате медленного исторического развития, воплощающего общий разум народов. Бёрк часто ссылается на бога, создателя мироздания, общества, государства. Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей стабильность, традиции, обычаи, предрассудки. Все это – ценнейшее наследие предков, которое необходимо бережно хранить. Даже и предрассудки не надо разрушать, а стремиться найти содержащуюся в них истину. Сила действительной конституции – в давности, в традициях. Право есть произведение народной жизни.

3) объявляет фикцией представление о равенстве людей:

- сохранение неравенства гарантирует стабильность общ-ва;

- общество признает неравенство и приспосабливается к нему.

Бёрк резко критиковал Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую равенство всех людей перед законом. Люди не равны, и это признается обществом, в котором неизбежно социальное и политическое неравенство. Права человека, рассуждал Бёрк, надо выводить не из представлений об абстрактном человеке, а из реально существующего общества и государства.

4) идеальной считает форму правления, в которой смешиваются аристократические, монархические и демократические начала:

- избирательное право б.д. ограниченным;

- воля народа должна определяться не массой индивидов, а признанными представителями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: