Теория утилитаризма И.Бентама

И.Бентам: четыре постулата утилитаризма; соотношение свободы и пользы; критика естественно-правовой идеи «неотчуждаемых прав человека», различение права от закона; особенности отношения к разделению властей и объем правительственной деятельности; теория ограниченного и неограниченного суверенитета.

Буржуазная революция в Англии создала благоприятные условия для развития капитализма. В Англии происходит промышленный переворот. Промышленная буржуазия стремится предоставлению ей решающего участия в политической власти. Одновременно в Англии растет пролетариат; начинаются его выступления.

Своеобразную концепцию права и государства в Англии этого периода разрабатывал Иеремия Бентам (1748– 1832 гг.).

Бентам отвергал теорию естественного права. Он писал, что:

- содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному;

- бессмысленным и химеричным является и понятие “общественный договор”, так как государства создавались насилием и утверждались привычкой.

Бентам признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Однако существующее законодательство архаично и несовершенно. Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте.

В поисках этой основы Бентам разрабатывает теорию утилитаризма (от лат. utilitas – польза, выгода).

- Единственно реальными интересами Бентам считает интересы отдельных лиц. Он много и обстоятельно рассуждает об удовольствиях и страданиях, классифицируя их по разным основаниям; “Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство”.

- Применяя утилитаризм к вопросам права, Бентам приходит к следующим выводам:

А) Закон сам по себе – зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки. Тем не менее закон – зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность.

Б) Главным предметом заботы законодательства Бентам называет частную собственность.

В) Обеспечение безопасности в известной мере противоречит равенству и свободе; каковы же в связи с этим должны быть пределы законодательного регулирования? Для ответа на этот вопрос Бентам анализирует “нравственные обязанности”, которые делит на две группы.

* Нравственные обязанности по отношению к себе составляют правила благоразумия. Поскольку причинить вред самому себе можно только по ошибке, страх возможных последствий этой ошибки является достаточным и единственным стимулом, предупреждающим такой вред; вот почему законодатель не должен регулировать те действия и отношения, где люди могут вредить только сами себе. Например, рассуждал Бентам, попытка законодательным путем искоренить пьянство, разврат, расточительство принесет больше вреда, чем пользы, ибо приведет к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности.

* Иначе решается вопрос об “обязанностях по отношению к общему благу”, где законодательство определяет налоги и некоторые другие обязанности лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow