Консервативные представления о государстве и праве в России 19 века

Н. М. Карамзин (1766–1826) В Европе Карамзин встречался с Гете, Гердером, Кондорсе. В Париже слушал речи Дантона и Демулена, знал Робеспьера.

Открыто и гневно осуждает тиранов и тиранический образ правления. Политическая концепция: исследование форм правления, наиболее пригодных для России: подверг аргументированной критике тиранию (по Ивану 4); характеризовал тиранию как образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы.

Выступал за республику, можно быть республиканцем и при монархии. Республика - достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общества. Показатели, которыми определяется форма правления: реальный уровень нравственности людей, степень их политической грамотности.

Идеал - сильный монарх (не обязательно наследственный), опирающийся на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов..

Противник разделения властей (две власти – два лбва в одной клетке). Государь –вся власть. Социально-политическая система: «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь. Самодержавие – счастье для всех. Власть на местах должна быть представлена губернаторами

В России необходимо иметь законы! Естественно-правовой теории придерживался: в нравственном гос-ве законы гражданские должны полностью соответствовать законам естественным. Сословная структура: духовенство, дворянство, купечество, крестьянство и прочий народ.

Н.Я. Данилевский -зачинатель отечественной сравнительной культурологи. Гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Высоко оценивал значение свободы слова, считая ее естественным правом.

«Едва ли существовал и существует народ, способный вынести и большую долю свободы, чем народ русский, и имеющий менее склонности злоупотреблять ею». Основа этого в привычках русского человека к повиновению, в его доверчивости к власти, в отсутствии властолюбия, в его «непритязательности, умеренности в пользовании свободой».

К. Н. Леонтьев: Без насилия нельзя. Нет любым переменам. В начале развития гос-ва сильнее проявляет себя аристократическое начало, в середине жизни гос-ного организма появляется - единоличная власть, лишь к старости и смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало. В российской истории –глубокое проникновение византизма, т.е. единства сильной госу-ности с церковью.

В.С. Соловьев: за правовое государство (ступень к высшей форме общения). Организация теократии («богочеловеческого теократического общества»): три элемента социальной структуры: священники (часть божия), князья и начальники (часть активно-человеческая) и народ земли (часть пассивно-человеческая). (равенства всех в своем человеческом достоинстве).Истинное христианство д/б общественным, оно дает высшее благо. Гос-во - главный гарантом в обеспечении права каждого человека. Человек – носитель безусловной свободы (право свободы основано существом человека и обеспечено извне гос-вом). «гражданин» д/б подчинен «человеку», низший принцип («гражданин») как более конкретный и наглядный оказался более сильным и вскоре «заслонил собою высший, а затем и поглотил по необходимости». Нельзя было в формуле человеческих прав добавлять после «права человека» фразу «и гражданина».. Ест.право (как и у Конта) - формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии. Ест. право и положительное право - две различные точки зрения на один и тот же предмет: ест. право воплощает «рациональную сущность права», а право положительное олицетворяет историческую явленность права. Право в отличие от «норм любви, религии» предполагает принудительное требование реализации минимального добра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: