Поверхностные черты – исходные черты

Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в "неразрывном" единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом, и составлять поверхностную черту нейротизма. Здесь нейротизм подтверждается набором взаимосвязанных видимых элементов, а не какого-то одного из них. Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.

Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на "более глубоком" уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами (табл. 6-3). Эти факторы черт личности, вероятно, более известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела "Шестнадцать личностных факторов. Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях.

Ниже представлено обсуждение исходных черт, оцениваемых с помощью опросника "16 PF".

Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела
"Шестнадцать личностных факторов" (16 PF)

А: отзывчивость - отчужденность

B: Интеллект

C: Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость

E: Доминантность - подчиненность

G: Сознательность-безответственность

H: Смелость-робость

I: Мягкость – жесткость и др.

Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой. Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа – в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства. Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты.

Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек, выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских трущобах.

Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация – вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.

Общие черты – уникальные черты. Как и Оллпорт, Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам.

Уникальные черты – это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. Например, Салли – единственный человек, собравший коллекцию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году. Очень немногие люди, если такие вообще найдутся, разделили бы этот интерес.

Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна. Однако нам не следует преувеличивать значение признания Кеттелом уникальности комбинации черт у каждого конкретного человека. В действительности его намного больше интересовали общие принципы поведения, чем личность конкретного индивидуума.

По широте и масштабности исследований в сфере личности, бесспорно, Кеттелл достоин признания, как самый выдающийся персонолог нашего времени. Его научная и исследовательская деятельность затронула почти все аспекты, имеющие значение для теории личности, – структуру, развитие, мотивацию, психопатологию, психическое здоровье и изменения. Его усилия по построению теории, основанной на технике точных измерений, поистине впечатляющи. Как отмечает один из его последователей, Кеттел достоин всяческого восхищения: "Следует отметить, что оригинальная программа Кеттела по изучению личности явилась результатом чрезвычайно богатой теоретической системы, оказавшейся гораздо более плодотворной в отношении эмпирического исследования, чем любая другая теория. Однако, к сожалению, теория Кеттела не получила должной оценки у многих персонологов, изучавших личность человека, и осталась по сути мало известной широкой публике. Критики указывают на то, что труды Кеттела написаны сложным языком и трудны для понимания. Имеет место и критика его чрезмерной приверженности факторному анализу, а также субъективности предложенных им формулировок, интерпретаций и названий основных черт, полученных статистическим методом. Несмотря на недостаточное внимание к его работе и некоторые заслуженные упреки в его адрес, Кеттел остается убежденным приверженцем своего подхода, который, по всей вероятности, даст нам возможность понять структуру и функции личности. Мы надеемся, что данный краткий обзор послужит для студентов стимулом к более серьезному знакомству с теорией Кеттела. Особенно рекомендуем работу, которую он написал, будучи студентом последнего курса университета – "Научный анализ личности".

20. Структурная теория черт личности Р. Кеттелла. Основные источники данных о личности.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и других черт он предложил "спецификационное уравнение" для интегральной оценки личности. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психологической ситуации. В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

21. Структурная теория личности Р. Кеттелла. Динамические черты.

Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация – вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.

22. Понятие «проприум», аспекты проприума Г. Оллпорт.

Личность не является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъективного опыта, как "мое", о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется "Я" как объект - субъект, познания и ощущения.

Стадии развития проприума:

1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания.

2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определенного и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка.

3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства.

4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей.

5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой".

6) рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма, морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы.

7) проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетические стадии и представляющее собой субъективную сторону "Я", осознающую "Я - объективное". На заключительной стадии проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели человека, его намерения. Ключом к пониманию человека является ответ на вопрос: "Что ты хочешь делать через пять лет?". По Оллпорту, личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый человек характеризуется такими чертами:

1) имеет широкие границы "Я";

2) человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям;

3) демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие;

4) имеет здоровое чувство реальности;

5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора;

6) имеет цельную жизненную философию.

Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинических психологов, психоаналитиков.

23. Г. Салливан. Динамизмы (общее понятие).

Другим видным представителем неофрейдизма является Г. С. Салливан. Он начал свою профессиональную деятельность в качестве врача психотерапевта, однако в дальнейшем выступал как психолог. Салливан считал, что объектом психологического исследования должен стать не отдельный субъект, а личность как продукт совместной деятельности субъектов.

Ребенок рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потребностью избегания тревоги. При рождении мир встречает ребенка не очень нежно – ребенку холодно, он переживает дискомфорт в момент рождения. В качестве реакции на этот дискомфорт у ребенка появляется беспокойство.

Таким образом, основными механизмами развития личности Салливан считает:

1. потребность в нежности и ласке.

2. стремление избежать тревоги.

Салливан считает, что потребность в безопасности и желание избежать тревоги является социальной потребностью. Но, эта социальность с рождения включена в органические потребности. Далее социальное выступает у Салливана как система межличностных отношений, но сами межличностные отношения не формируются, а существуют с момента рождения. Формирование личности, по Салливану, происходит фатально, неизбежно.

Оба механизма существуют с момента рождения ребенка, и вместе они являются механизмом развития личности. Человек постоянно живет во внешнем мире, который постоянно доставляет ему неудовольствие и поводы для тревоги. В этом взаимодействии с внешним миром формируется личность, которую Салливан называет «Я - системой». Таким образом, в качестве механизма формирующего личность, у Салливана выступают межличностные отношения.

Любая форма преобразования энергии: движение, поступок, мысль, чувство, образ, имеющая для индивида психологический смысл, определяется как динамизм. Динамизм обычно связан с определенной частью тела. Он имеет такие звенья, как рецепторное, эффекторное и соединительное. Звенья связаны с удовлетворением основных потребностей.

Человеческое поведение рассматривается как определенный тип преобразования энергии. Способы тратить энергию – результат социального обучения. Основные человеческие динамизмы (динамизм апатии, агрессии, страха, половой и др.) отличаются по форме. В динамизме объединены индивидуально-своеобразные образцы поведения и реагирования, привычные для индивида. Добавление какой-либо черты может вписаться в динамизм, а может его преобразовать.

Особое место в личности занимает динамизм системы Эго. Он носит защитный характер и служит снижению тревоги. Тревога передается ребенку от матери и возникает на основе личного негативного опыта. Удовлетворение многих потребностей человека из-за нерационального устройства общества создает угрозу и вызывает тревогу. Поэтому в динамизме системы Эго формируется одобряющая и запрещающая части, обеспечивающие приемлемое в данном обществе поведение. Человек бессознательно исключает информацию и собственной потребности, несовместимые с системой Эго. Система Эго изолируется от других частей личности и препятствует ее развитию.

Организация опыта и функционирования познавательных процессов представлены в трех формах: прототаксиса, паратаксиса и синтаксиса. Прототаксис – это череда отдельных, ограниченных друг от друга ощущений, эмоций, образов. Такой "поток сознания" характерен для младенца, взрослый его переживает в сновидениях, в специфических состояниях созерцания. Паратаксис фиксирует причинные связи событий, происходящих одновременно, но не обязательно находящихся в закономерной связи. На паратаксисе основаны предрассудки. Как и прототаксис, это архаическая форма мышления, обнаруживающаяся также и у животных. Синтаксис – специфически человеческая форма организации опыта, основанная на символической активности, использовании языка. В ней присутствуют логические связи, общепринятые значения. Развитие личности рассматривается как динамика персонификаций, формирование познавательных процессов, динамизмов.

24. Г. Салливан. Персонификации (общее понятие).

Теория межличностных отношений известна также под названием социальной психиатрии. Ее автора – Салливана – некоторые ученые относят к неофрейдистам, т. к. его позиция близка идеям Хорни, Фромма. Другие считают ее самостоятельной и оригинальной научной концепцией. Возникновение его теории связано с периодом бурного развития гуманитарного знания: культур, антропологии, социальной психологии, социологии, когда в этих дисциплинах предлагались модели осмысления социальной реальности.

Теория не отрицает роли наследственности, но подчеркивает, что специфически человеческие черты являются продуктом социального взаимодействия. Все психические и даже физиологические функции (дыхание, прием пищи, секс) сформированы и преобразованы культурой. Концепция Салливана основана на идее, что человек живет в социальном поле и его проявления направлены на других людей. Субъектом взаимодействия может быть не только реальный собеседник, но и воображаемое лицо, историческая личность или литературный герой. Личность представляется гипотетической категорией, которая вне анализа ситуации общения превращается в иллюзию. Поэтому Салливан подчеркивал, что единицей научного анализа должна стать межчеловеческая ситуация. Свои исследования он базировал на большой клинической практике. Основные исследовательские методы: беседа, наблюдение, структурированное интервью.

В теории Салливана личность рассматривается как динамический центр в серии межчеловеческих полей. В ситуации взаимодействия она оказывается не устойчивой структурой, а точкой, через которую протекают различные процессы.

Человек действует на основе персонификаций – целостных образов других людей и себя, сложившихся в процессе межличностного общения. Если взаимодействие с человеком вызвало тревогу, персонификация окрашена негативно, если в ней удовлетворялись какие-то потребности, формируется положительные персонификация. Персонификации создаются для снижения тревоги, помогают ориентироваться в межличностных отношениях. В то же время они способствуют стереотипизации восприятия и поведения.

Салливан рассматривает человека как гомеостатическую систему, действующую по принципу напряжение-удовлетворение. Личность стремится к максимизации удовлетворения при уменьшении опасности. Угроза биологическому существованию вызывает страх, угроза безопасности связана с чувством тревоги. Ситуации общения порождают удовлетворение как результат снижения напряжения и чувство безопасности вследствие сохранения взаимоотношений.

25. Г. Оллпорт. Теория мотивации. Функциональная автономия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: