Исследование самотождественности Я

Как отмечалось выше, из всех психосоциальных стадий жизненного цикла Эриксон уделял наибольшее внимание подростковому периоду. Марсиа (Marcia, 1966, 1967, 1980) было проведено несколько исследований, посвященных изучению предпосылок и последствий формирования самотождественности у подростков. На основе работ Эриксона, в них были выделены четыре самостоятельных ориентации, или статуса самотождественности Я:

1) размытость самотождественности;

2) предрешенность;

3) мораторий;

4) достижение самотождественности.

Эти состояния описаны с помощью двух самостоятельных параметров, а именно, кризиса и такого обстоятельства, как принятие обязательств в основных сферах функционирования: профессиональной деятельности и идеологии (то есть религия и политика). Термин кризис относится к тому периоду больших усилий в жизни человека, когда он раздумывает, какую выбрать карьеру и каким убеждениям и ценностям стоит следовать в жизни. Принятие обязательств означает принятие твердых решений относительно выбора профессии и идеологии, а также выработку целевых стратегий для осуществления принятых решений. Статус самотождественности Я индивидуума определяется на основе оценки его ответов в ходе стандартизованного интервью, разработанного Марсиа (Marcia, 1966).

Размытость самотождественности характеризуется "отягощенностью отсутствием обязательств". Индивидуум с размытой самотождественностью может переживать или не переживать кризис, но в любом случае здесь наблюдается минимум или даже отсутствие принятых индивидуумом ценностей и ролей, отсутствие заветной мечты.

Предрешенность – состояние молодых людей, когда они уже утвердившихся в своих основных ориентациях. Однако при этом отсутствуют признаки (или их очень мало) того, что они переживали кризис. Примером "предрешенной самотождественности" может служить студент колледжа, решивший стать зубным врачом, потому что это профессия его отца и деда.

Статус моратория на самотождественность предполагает, что человек находится в данное время в состоянии кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны. Студентка колледжа, видящая себя в будущем химиком, министром или журналисткой, – пример, иллюстрирующий состояние упорной и продолжительной внутренней борьбы с неопределенностью выбора, характерной для этого статуса.

Статус достижения самотождественности относится к людям, пережившим период кризиса и сделавшим определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций.

9. В. Райх. Понятие характер и характерный панцирь.

Психотерапия Райха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо". Происхождение слова "оргонная" связано со словами "организм" и "оргазм". Райх считал, что оргазм регулирует энергию организма. При здоровом функционировании оргонная энергия образует свободные потоки.

Однако движение энергии может блокироваться. Это происходит тогда, когда человек не выражает свободно своих чувств, и они вытесняются в бессознательное. Защитные образования формируют броню характера как специфический профиль функционирования личности, позволяющий избегать определенных потребностей и переживаний. Физиологическими проявлениями этого процесса будет телесная броня (напряжение мышц, обеспечивающих выражение данной эмоции). Телесная броня обнаруживается в специфической осанке, походке, выражении лица. Например, невыраженная агрессия создает напряжение лицевых мышц (челюстной блок), проявляется в сжатых кулаках. Блокирование оргонной энергии ведет к неспособности пережить оргазм, мешает спонтанному проявлению человека в других сферах жизнедеятельности.

Методы, применяемые Райхом, основаны на психоаналитических техниках (анализ характера) и работе с телом. Цель психотерапии – привести пациента к возможности свободной (здоровой) реализации организмической потенции.

Оргонная психология стала источником множества популярных в настоящее время телесно-ориентированных подходов или биоэнергетических подходов: анализа А. Лоуэна, структурной интеграции (рольфинг) И. Рольфа, техник Ф. Александера, метода М. Фельденкрайза и т. п.

Характерный панцирь – это сформированное, хронически конкретизированное в психической структуре выражение нарциссической защиты.

Характер пациента в определенный момент становится механизмом сопротивления. Поэтому мы говорим об «ограждении характерным панцирем» Я от внешнего мира и Оно.

Как в невротических симптомах, так и в характере актуально законсервировано, живет и действует инфантильное. Последовательное ослабление сопротивлений характера создает доступ к центральному невротическому конфликту.

10. Б. Скиннер. Оперантное обусловливание. Общие понятия.

Теория Скиннера – это радикальный бихевиоризм. Основными понятиями этой теории являются виды обусловливания.

1. Реактивное поведение – это рефлекторное поведение. Организм автоматически отвечает на стимул. Например, если человек из темного помещения входит в очень светлую комнату – зрачки сужаются. Это явление открыл И.П. Павлов, и назвал его классическое обусловливание. Его известный эксперимент состоял в том, что собаке давали пищу в сочетании со звонком. Через некоторое время слюна выделялась только на звонок. Собака обусловлена, она реагирует на звонок. Можно осуществить реакцию дифференцировки условного рефлекса, когда будет подкрепляться е любой звонок, а звонок определенной тональности. Если сначала слюна у собаки выделялась на все звонки, то при подкреплении определенной тональности, реакция на другие звонки угасает, стирается.

2. Второй вид – это оперативное обусловливание. Суть состоит в том, что реакция на стимул усиливается или ослабляется событиями, следующими за реакцией. Сначала идет реакция, потом становиться «хорошо» или «плохо». Если «хорошо», то возникает стремление эту реакцию повторить. Можно сказать, что оперативное обусловливание подкрепляется следствиями, управляется ими.

Например. Скиннер учил свою дочь плавать. Она боялась опускать лицо в воду. Давал конфету. Когда она хочет конфету, она опускает лицо в воду, а когда это не делает, то конфеты не получает.

Оперантное обусловливание – процесс поддерживания поведения за счет следствий. Подкреплением может быть любой стимул, который увеличивает вероятность реакции. Позитивный подкрепляющий стимул продуцирует реакцию, удерживает ее. Негативный подкрепляющий стимул реакцию затормаживает, чтобы организм ее избегал.

Выделяют первичные подкрепители – это физиологические вознаграждения (конфета), пищевые подкрепления, удар током, удовольствие, боль. Вторичные подкрепители – это деньги. Они связаны с первичными подкрепителями, но приобретают самостоятельное значение.

Согласно концепции Скиннера личность понимается как паттерн поведенческих реакций. Он отказался от внутренних переменных и изучал только то, что можно наблюдать. Он предлагал осуществлять функциональный анализ поведения.

Функциональный анализ поведения – это точное описание поведения в терминах наблюдаемого, то есть интерпретация идет в терминах того, что конкретно делает человек. Скиннер говорил о том, что любое поведение можно разложит на простые элементы, простые акты, и тогда мы получим возможность находить определенные подкрепители, для того, чтобы получить сложные механизмы поведения.

Такие категории как достоинство, творчество, свобода и др. они считали просто словами, никто не знает, что это такое, и можно ли вообще это изучать. Они отказались от таких понятий, которые нельзя пронаблюдать, проверить, они считали их ненаучными.

Награда – является эффективным способом контроля над поведением, потому что награждение правильных ответов дает направление действиям. Например, есть такое поведение, которое соответствует требованиям, за этим следует награда, которая в свою очередь вызывает положительные эмоции и желание продолжать действие. Но, Скиннер не останавливается на положительных эмоциях, потому что их нельзя измерить. Главное в этой схеме – повторение положительного поведения.

Если будет отрицательное, нежелательное поведение, то будет наказание. Оно вызывает отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции вызывают отказ от нежелательного поведения. В связи с использованием наказания Скиннера критиковали. Во-первых, наказание не сообщает, что делать, оно не информирует. Наказание не имеет потенциала получить. Во-вторых, наказывающие формы поведения возвращаются в замаскированном виде. Способ будет немного другой. Даже тюрьма не избавляет от вредных установок. Третья проблема наказания в том, что она подкрепляет наказывающего.

Скиннер говорит о том, что обусловливание происходит и без осознания. Это означает, что можно обусловить человека во сне, и при бодрствовании, когда он не осознает этого факта, но научается реагировать должным образом. В отдельных случаях человек даже не поймет, каким способом и к чему его принуждают. Так обусловливание поддерживается независимо от осознавания.

Например. В эксперименте испытуемый держит палец на кнопке, если не убрать палец, ударит ток. Несколько раз, ощутив боль, человек научается очень хорошо отдергивать палец. Палец сам по себе убирается с кнопки, даже если я не хочу. Так было доказано, что тело приобретает обуславливающие реакции, и чтобы угасить эти реакции, надо сильно постараться. Этот момент связан с телесным обучением.

Наиболее эффективно действует обусловливание, когда человек осознает его и участвует в этом процессе. Обусловливание используется при лечении зависимостей. Сначала дают водку, потом сразу рвотное. Одно упоминание о водке вызывает тошноту.

Бихевиористы дали полезные разработки, в частности, программированное обучение. Важно так составить программу ответов, чтобы ваши ответы были правильными, тогда обучение будет эффективнее.

Если мы говорим о терапии, то бихевиоризм работает с симптомом, то есть, прежде всего, они занимаются тем, что снимают симптом. Например, методика десенситизация. Человек боится летать на самолетах, мучает сильный страх, дальше ситуация расписывается по шагам. Представьте, что надо лететь на самолете. Тело начинает зажиматься. Работают над расслаблением тела. Тело расслаблено. Опять представьте, опять зажимы, опять расслабление, и так до тех пор, пока реакция не уходит.

Если человек боится насекомых, то надо представить, что он читает книгу о пауках. Здесь необходимо пробыть два часа с объектом страха. Эта работа идет не в глубину, не над причиной, а только с манифестацией. Бихевиористы мыслями не занимаются.

Т.И. Сытько приводит пример, как она работала с девушкой в бихевиоральной манере. У девушки страх метро. Надели на руку резинку и катались с ней в метро. Резинка возвращает в ситуацию «здесь и сейчас». Мы приехали изучать твой страх. Необходим аффект, давай страх. Во время аффекта надо дернуть резинку, она вернет в ситуацию «здесь и сейчас».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: