double arrow

Психологическая теория права Л.И. Петражицкого



В начале века крупным научным событием в юридической литературе стало опубликование “Теории права и государства в связи с теорией нравственности”Льва ИосифовичаПетражицкого (1867-1931гг.). Петражицкий по праву считается одной из крупнейших фигур русской правовой, философской и социологической мысли. Заняв достойное место в русской правовой школе, он стал не только продолжателем тех идей, которые выдвигали русские правоведы ХVIII-ХIХ веков, но и выдвинул ряд своих теорий, сыгравших большую роль в развитии права в России и в других странах, и ставших камнем преткновения для многих русских и зарубежных учёных. Известность получили его труды, посвященные разработке психологической теории права.

Ученого не удовлетворяли предыдущие решения вопроса о существе права. Он утверждал, что при определении, к какой области явлений принадлежит право и от чего оно зависит, обращалось внимание на нечто внешнее, а не на само право. Исследуя его природу, Л.Петражицкий пришел к заключению, что право - явление нашего внутреннего, психического мира.

Особенности психики человека, “импульсии” и эмоции играют главную роль, согласно воззрениям Л.Петражицкого, не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании права и государства. Поэтому и причины возникновения усматриваются не в экономической, социальной и иной среде. Развитие права также обуславливается изменениями психики, оно не зависит от других процессов.




Ученый считал право исключительно психологическим явлением индивидуальной психики. Круг психологических явлений он ограничивает исключительно психическими переживаниями обособленного индивида. Право признается не психологическим явлением вообще, под которое могли бы быть подведены и продукты коллективного психического творчества. Реально для мыслителя является только индивидуальное правосознание. Постепенно исчезает различие между ним и правом, которое существует только как субъективное психологическое переживание человека. Вследствие этого вне нас объективно право не существует, обоснование объективного его характера - “фантазм”, искусственная конструкция мышления.

Отрицание объективной реальности права посредственно влечет за собой игнорирование социального элемента в праве. Если реально существует только субъективное правосознание, то для наличия правового явления оказывается достаточным переживание двусторонней, императивно-атрибутивной связанности воли одиноким и изолированным индивидом. Фантазмом и проекцией психических переживаний оказывается не только юридические нормы, но и другое лицо, в отношении которого имеются обязательства с нашей стороны. Он, следовательно, может быть налицо, может и не быть; все равно правовое явление уже имеется.



Предметом психологического анализа в учении Л.Петражицкого служит этическое сознание индивида - индивидуальное сознание связанности нашей воли нормой должного. Рассматривая сознание человека, ученый заметил, что оно проявляется у нас в двоякой форме: в виде односторонней связанности воли сознанием известной обязанности, и двусторонней связанности воли не только собственной обязанности, но и признанием за другим лицом притязаний на ее исполнение. Выяснение двустороннего, императивно-атрибутивного характера нормативного воздействия права на индивидуальную волю составляет крупную научную заслугу Л.Петражицкого.

Л.Петражицкий рассматривал право в двух аспектах: официальное и неофициальное, позитивное и интуитивное. Официальное право применяет государство, поддерживая его исполнение своей властью. Все что лежит за пределами законов - неофициальное право, создаваемое каждой социальной группой. Оно свободно от первого, которое должно вбирать в себя неофициальное для соблюдения интересов всех слоев населения и установления, таким образом, справедливости.

Позитивное право предполагает наличие внешних источников - кодексы, законы, обычаи - на которые оно опирается. Интуитивное право - результат внутреннего самоопределения индивида. От количества индивидов зависит число систем интуитивного права. В нем, по Л.Петражицкому, выделяется прогрессивное ядро, которое подвижно и гибко реагирует на запросы жизни и поэтому оказывает давление, как на позитивное, так и на официальное право.

В целом неофициальное и интуитивное право - аналоги “живого” права. Для того чтобы безболезненно проводить реформы, исключая возможность наступления революции, теоретик предлагает развивать прикладную науку - политику права. Она разрабатывает правовые ценности, на базе которых создается справедливое законодательство, отвечающее запросам людей. Таким образом, отрицается всякая догматизация в праве, приводящая к ущемлениям и нарушениям индивидуальных интересов, которые так отстаивались ученым. В этой связи “неисполняющий добровольно свои юридические обязанности может быть и должен быть подвергнут принудительным мерам”.

Л.Петражицкий особое внимание обращал на два вида государственного принуждения: физическое и психическое. Под физическим принуждением понимаются всякие предусмотренные правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе и репрессивные - тюрьма, смертная казнь.

Что же касается психического принуждения, то здесь на первом плане, по мнению мыслителя, стоит страх “подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом в случае неповиновения”. Именно страх “психически принуждает граждан сообразовывать свое поведение с требованиями права”.

Бесспорно, теория Л.Петражицкого явилась наиболее яркой позитивистской концепцией начала XX века относительно понимания политико-правовых явлений. Она значительно повлияла на представителей отечественной социологической и правовой школы. Причём, это в равной мере характерно для учёных, эмигрировавших за рубеж (П.Сорокин, Г.Гурвич, Н.Тимашев), и для советской науки: отечественные правоведы 20-40-х годов П.Стучка, Н.В.Крыленко, объясняя действия человека его опытом и знаниями, сформулировали эмоциональную теорию поведения. Исходя из её основных позиций, такие общественные явления, как право и власть, представляются в виде эмоциональных переживаний. Содержанием эмоциональных явлений права Л.Петражицкий считал осознанные переживания долга одного лица в отношении другого, принадлежность долга, притязание на обладание долгом.



Сейчас читают про: