Координация психических элементов

У высоко развитой личности все психические элементы выстроены в единую психическую систему, они целостны, интегрированы и хорошо координированы.

Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным, и в связи с этим Лазурский выделяет три психических уровня.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не учитывая его эндоособенности. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении. Низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных.

Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися.

На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется значительной напряженностью, интенсивностью душевной жизни. Это заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества. Высший уровень дает личностей приспособляющих.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности – со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А. Ф. Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.

На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные – «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные – энергичные, покорно-деятельные и упрямые.

На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндопсихике и экзопсихике. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А. Ф. Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты – ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты – человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшие идеалы: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

39. В.М. Бехтерев. Понятие личности.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) был психиатром и невропатологом. В первой половине XX века он разработал рефлексологическую теорию. Он изложил план ее построения в работе "Объективная психология и ее предмет" (1904). Сначала рефлексологическая теория определялась как "объективная психология". Позднее термин объективная психология перерос в термин «психорефлексология». И только потом это особое направление биосоциальной науки стали называть как «рефлексология».

Возникнув первоначально в области психологии, рефлексологическая теория распространяется на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение ("рефлексологическая педагогика и ортопедия", "генетическая рефлексология", "рефлексология масс", "рефлексология искусства и творчества и др.). Наибольшую популярность рефлексологическая теория имела в середине 20-х гг. Так, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии.

Следуя за И. М. Сеченовым, В.М.Бехтерев исходил из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения стали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По замыслу Бехтерева, рефлексологическая теория должна была заменить психологию наукой о личности. Личность человека проявляется во внешнем поведении, и соотносит это поведение с деятельностью. Считалось необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внешних проявлений личности, сводимых к условным или "сочетальным" рефлексам, образующимся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека. Рефлексологическая теория должна была заменить психологию сознания.

Принцип личностного подхода к исследованиям сводился к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения, должно быть, принято во внимание. Бехтерев старался внести в науку объективность.

Были определены принципы патопсихологического исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личностный подход, соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования. Было разработано множество методик экспериментального, патопсихологического исследования, некоторые из них (методика сравнения понятий, определение понятий и др.) вошли в число наиболее используемых в современной психологии.

Разработаны требования к экспериментальным методикам, сохранившие значение и для современной науки: простота (для решения экспериментальных задач испытуемые не обязательно должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность проведения исследований непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки). Собран богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации.

Бехтерев не считал изучение психически больных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. Чтобы возвратить человеку нервно-психическое здоровье, по его мнению, следует идти от нормы к патологии, а не наоборот.

Создание рефлексологической теории было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную психологию, и оказало в дальнейшем значительное влияние на возникновение и развитие бихевиоризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: