· Возрастные особенности
· Половой диморфизм
· Конституционные особенности
· Нейродинамические свойства мозга
Вторичные свойства определяются совокупностью его первичных свойств.
· Динамика психофизиологических функций
· Структура органических потребностей
Интеграция первичных и вторичных свойств индивида обуславливает особенности темперамента и задатки.
Основными закономерностями развития индивида являются гетерохронность, наличие сенситивных периодов, наличие критических периодов, акселерация и ретардация.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - личность.
2) ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества, социальное существо, субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства. В структуру личности входят следующие компоненты: темперамент
· Характер
· Способности
|
|
· Направленность или мотивация
· Воля
· Чувства
Рождаемся мы индивидом, а личностью становимся в процессе жизнедеятельности. Личностью можно стать только в присутствии других людей. Самое главное в личности – это направленность. Потому что темперамент взят от индивида, как динамика протекания психических процессов. Характер и способности есть свойства субъекта деятельности. Собственно личность – это направленность.
Характер – это типичные формы поведения. «Посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Способности – это сочетание всех наших характеристик, которые позволяют нам жить и действовать.
Направленность – это влечения, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрения.
Итак, личность – это социальное существо, которое взаимодействует с различными элементами социального пространства.
Следующее понятие, которое выделяет Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности».
3) СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Субъект – это индивид как носитель предметно-практической деятельности и познания, обладающий сознанием, активный, самостоятельный, умелый. Стать субъектом деятельности – значит освоить деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.