Необихевиористы. Теория Долларда – Миллера

Эксперимент. В клетке два отсека, они разделены перегородкой. Пропускают разряд электрического тока и звук. Крыса убегает в другой отсек клетки, где нет тока. Далее разряд убирают, но крыса реагирует бегством на звук. Так было доказано, что крысе надо избавиться от звука, потому что это очень беспокоит ее, несмотря на то, что звук для нее биологически нейтрален.

С этого все и начинается. Звук связался с болью от шока. Звук вызывает напряжение, и крыса действует, чтобы избавиться от напряжения. Этим экспериментом Доллард и Миллер пытаются объяснить механизм возникновения фобии.

Иллюстративный эксперимент. Крыса в ящике, ящик с двумя отсеками. Звук плюс разряд тока, крыса перебирается в другой отсек ящика, через перегородку. Через некоторое время оставляют один звук, убирают электрический разряд. Крыса реагирует на звук. Звук не выключают, крыса мечется по клетке, находит рычаг и сама отключает звук.

Доллард и Миллер были необихевиористами, они изучали и человека и животных и пытались провести параллели. В приведенном эксперименте можно наблюдать два рефлекса: классический и оперантный (рычаг). Мы наблюдаем в эксперименте первичный драйв, это мотивационный компонент, основанный на боли. В данном случае – это разряд электрического тока. К таким же первичным драйвам относится голод, жажда, секс. Вторичный драйв запускает те же реакции, он ассоциативно связан с первичным драйвом и поэтому пробуждает те же действия.

Миллер утверждает, что с первичным драйвом могут связаться любые воздействия: халат экспериментатора, внутренние состояния человека, мысли. В такой ситуации, если наблюдать только вторую часть эксперимента, то можно предположить, что крыса сошла с ума. Ничего нет, а она бегает как угорелая по клетке. Это механизм фобии. Мы не знаем начала, когда все это начинало развиваться. В психологии это классифицируется как нарушение. Далее авторы начали раскручивать эту идею.

Миллер говорил о том, что угасание реакции может не происходить, все зависит от силы первичного драйва и характера этого непривычного переживания, которое провоцирует страх. В результате экспериментов было установлено, что когда пропускался маленький ток, крыса не реагировала и быстро успокаивалась. Если ток был сильным, боль была сильной, то, сколько бы времени не проходило, страх у животного оставался.

Между поведением животного и человека есть аналогия. Было экспериментально доказано, что все невротические страхи конфликты по сути своей есть навыки. Почему стимул вызывает подобную реакцию. Здесь присутствует генерализация. Реакцию запускает не только конкретный стимул, но и сопутствующие факторы, и они могут переноситься на другие подобные стимулы, это и называется генерализация. Таким образом, получается, что этих факторов, вызывающих беспокойство, и от которых необходимо избавиться может быть очень много. Если есть генерализация, то возможна дифференциация и возможно переучивание. Не все так печально.

Структура личности. Необихевиористы не интересовались неизменными элементами. Больше всего их занимали динамические элементы, и, прежде всего процесс научения. Их интересовал именно процесс научения, и тогда мы выходим на ключевое понятие этого процесса, понятие – навыка.

Навык – это связь между стимулом-ключом и реакцией. В приведенном примере стимулом-ключом будет звук зуммера. Навыки могут формироваться между внешней стимуляцией и открытыми реакциями, а так же внутренней стимуляцией и реакциями. У человека внутренней стимуляцией будет слово, мысль, образ, какие-то внутренние характерные состояния. Личность состоит из навыков. Они образуют структуру, зависящую от событий. Эта структура может меняться. Существует разновидность навыков, которые побуждаются внешними стимулами. Первичные и вторичные драйвы считаются фрагментами личности.

Динамика личности. В процессе развития появляется много вторичных драйвов. Они формируются на основе первичных драйвов и служат неким фасадом. К ним можно отнести тревогу, стыд, стремление нравиться. Если сконцентрировать свое внимание на вторичном драйве, то за этим фасадом не сразу увидишь первичный драйв, здесь требуется специальный анализ. Очень хорошо их можно наблюдать в периоды кризисов. Например. Стремление вызвать улыбку матери – это вторичный драйв. Здесь возможна ассоциация с кормлением, сменой пеленок, уходом, купанием. Вторичные драйвы можно переделать.

При рождении человек оснащен следующим:

· набором специфических рефлексов;

· врожденными иерархиями функций, поведение это сложная смесь опыта и врожденных рефлексов;

· первичными драйвами, которые привязаны к физиологическим процессам.

В процессе развития появляются новые драйвы, появляются новые функции, меняются исходная иерархия реакций. По сути, все врожденные формы могут преобразовываться. Некоторые связи угасают, снижаются.

Процесс научения предполагает существование четырех важных элементов:

1. Драйв.

2. Ключевой раздражитель или ключ. Это стимул, который руководит реакцией организма. Ключи могут различаться: зрительные, вкусовые, слуховые. Любое отличительное свойство стимула может быть основой ключа. Возможна комбинация различных стимулов, как основа ключа. Когда ключ достигает определенной интенсивности, он становится драйвом. Там, где драйв, там и направление поведения.

3. Реакция. Научение начинается с продуцирования реакции. Чтобы звук стал ключом, необходимо, чтобы крыса перепрыгнула и получила следствие. В данном конкретном случае – это исчезновение звука.

Когда мы говорим о существовании врожденной иерархии реакций, то в результате научения определяется результирующая иерархия реакций. В таком случае мы можем реакции прогнозировать с точки зрения вероятности их появления.

У человека иерархия реакций тесно связана с языком. Например, слово опасно может вызывать реакцию. Судьба реакции зависит от следствия.

4. Подкрепление. Это высший психический процесс чередования событий или переживаний, это важнейший ключ продуцирующей реакции.

Слово может быть использовано для подкрепления, оно может быть использовано как награда и как наказание.

Мышление человека – это замещение внутренней реакцией внешних актов. Чтобы мышление имело место, человек должен уметь задерживать прямую инструментальную реакцию на ключ. Реакция не реагирования усваивается как любая другая реакция.

Высшие психические процессы – это те же навыки, только они осознанны.

Мыслить – означает двигаться внутрь, а чтобы двигаться внутрь, не надо действовать. Можно двигаться в одном направлении, в другом направлении, пока не будет найдена нужная реакция и не включится при моторном научении.

51. Л.И. Божович. Развитие личности в онтогенезе.

Божович Лидия Ильинична (1908-1981), профессор психологии, педагог, воспитатель. Огромный опыт работы с детьми. ЕЕ основной труд: «Личность, и ее формирование в детском возрасте». Много интересного фактологического материала.

Если в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л. И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л. И. Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но и строение каждого из них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Рассмотрим подробно, как с точки зрения Л. И. Божович, формируется устойчиво доминирующая система мотивов.

1. Первой потребностью младенца является потребность во впечатлениях. Она трудно удовлетворяема, когда идет удовлетворение этой потребности, идет и развитие мозга. Эту потребность младенца удовлетворяет взрослый, и ребенок начинает нуждаться во взрослом как в средстве для удовлетворения потребности во впечатлениях. Ребенок начинает дорожить этим взрослым, потому что если он потеряет этого человека, то будет блокирована его базовая потребность. Таким образом, возникает следующая потребность в положительном отношении со стороны взрослого. Только после возникновения этой потребности ребенок начинает этого взрослого слушаться, так как он нуждается в его добром и внимательном отношении. Теперь взрослый становиться главной фигурой и ребенок начинает следовать его санкциям, то есть просьбам, приказам, указаниям.

2. Когда ребенок растет у него потребность во внимании взрослого становиться очень сильной, и в дошкольном возрасте возникает ролевая творческая игра. Эта игра дает много:

· В игре он удовлетворяет свою потребность во впечатлениях

· Изображает взрослых людей, идентифицируясь с ними, познает социальные роли

· Воспроизводя формы поведения взрослого, он психологически находится с ним в контакте

Таким образом, в игре ребенок усваивает социальную культуру взрослых людей.

3. Дошкольник тянется в мир взрослых людей. Первичная познавательная потребность очень сильна. На этой основе возникает потребность стать школьником. Это новая социальная позиция, выход в мир взрослых людей, иное отношение к человеческой единице.

4. В младшие школьные годы меняются авторитеты. Учитель – самое важное социальное лицо, теперь он выдает санкции, а дети им следуют. Родители начинают терять свою авторитетность в глазах младших школьников.

5. В подростковом возрасте ребенок хочет занять свое место в жизни, утвердиться в коллективе сверстников. Для него важны требования той социальной группы сверстников, которой он принадлежит. При сравнении себя с другими у подростка начинает формироваться самосознание.

6. Старший школьный возраст. Подросток утвердился в коллективе сверстников, и опять жаждет мира взрослых людей. Развивается мировоззрение, формируется убеждения, Я-концепция.

Выводы работы:

1. Потребности человека различаются по содержанию.

2. Различаются по свойствам: силе и устойчивости.

3. Различаются по строению. Различают опосредованные и непосредственные потребности.

Непосредственные потребности сразу побуждают человека к деятельности.

В опосредованных потребностях побуждение к активности идет от сознательной цели, которая может не совпадать с непосредственными желаниями, и даже находиться с ними в антагонистических отношениях. Получается, что опосредованная потребность появляется тогда, когда какая-то сильная потребность удовлетворена быть не может, и возникает необходимость в промежуточных действиях.

В результате у взрослого человека формируется постоянно действующая система убеждений, которая отражает главные опосредованные потребности. Это уже и будет сформированная личность.

52. Психологические особенности ребенка в зависимости от порядка рождения.

Положение в семье среди братьев и сестер, может сформировать определенный психотип. Формирование этих психических особенностей ребенка в зависимости от порядка рождения определяется несколькими факторами.

1. Индивидуальные особенности ребенка будут влиять на формирование психотипа, в зависимости от порядка рождения.

2. Ожидания родителей и стиль детско-родительских отношений влияют на развитие определенного психотипа.

3. Особенности психотипа будет определять временной промежуток между рождениями детей. Например. Если разница в возрасте между рождениями больше 5 лет, то это уже два единственных ребенка. Это связано с тем, что у старшего ребенка к 5-6 годам стиль жизни уже сформирован, как у единственного. Это менее травматично для ребенка, так как сфера его интересов уже значительно шире, чем семья. Это замечание верно в том случае, если не было нарушений детско-родительских отношений.

4. Особенности культуры, в которой формируется характер ребенка. Адлер делал свои заключения и выводя для представителей европейской культуры. Этнические пациенты будут проявлять иные психологические особенности, так как выросли в атмосфере иных культурных ценностей. Например, у некоторых этнических пациентов старший ребенок в семье обязан опекать родителей. Его воспитание осуществляется в этом ключе, и получали от родителей тайные знания, тайные дары, которые помогли бы им в жизни.

Старшие дети – самостоятельные независимые, инициативные. Стремятся получить одобрение со стороны взрослых, и поэтому легко адаптируются к миру взрослых людей. Хорошо учатся, когнитивные, развиты конкурентные способности. Эмоциональная сфера развита меньше, стиль жизни и взаимодействия очень рассудочный. Травма детронизации возможна до 5-ти лет. Очень внимательно отслеживать, как проходит подростковый кризис. Часто эти дети имеют установку: «На мое место все претендуют и пытаются его занять». Она может проявляться по-разному, в частности в болезненной настороженности подростка. В общении с этими детьми умело распределять внимание, потому что мама и папа нужны ребенку вместе.

Единственные дети – по психологической характеристике похожи на старших детей, но есть отличия. Когда надо принять решение, их мнение часто не совпадает с мнением группы. Конструктивно решать конфликты они не могут, поэтому часто уходят от контактов, изолируются. Позднее они выбирают такой род деятельности, где можно себя проявить в одиночку.

Эти дети долго находятся под опекой матери, самостоятельность у них хромает, в результате социализируются очень медленно. Для коррекции предоставить ребенку как можно больше автономии. Обязательно прописан детский сад, или прогулочная группа, потому что когда рядом не будет мамы, они будут вынуждены обучиться контактам со сверстниками. Хорошо для ребенка, если у него будет домашнее животное, о котором он будет заботиться самостоятельно. Эти дети не знают, что о ком-то надо заботиться. Открытый дом, много гостей, привлекать к решению домашних проблем, делать совместные покупки. В этих ситуациях он будет замечать, и учитывать потребности другого человека, научится идти на компромисс.

Вторые дети – радикально отличается от старших детей. Часто вспоминают, что все детство они ходили в обносках, и им давали ломаные игрушки. У них позиция бунтаря. Уже есть некто, кого ставят в пример, и поэтому их основной задачей является контролировать «образец для подражания». И тогда проблема может проходить через всю жизнь. Этим детям сложно сформировать свою идентичность, потому что они не хотят копировать, не хочет быть похожим на кого-то. Ключевое слово: «не надо сравнивать!» Основной мотив поведения – поиск справедливости. Это порождает бунтарство. Необходимо помочь ребенку найти свое зернышко и не поддерживать позицию бунтаря.

Младшие дети – «поселенец на птичьих правах». Очень конфликтны. Всегда отстаивают свои вещи, никогда не будут делиться. Они не делятся потому, что доказывают свою значимость. Родителям необходимо смягчать конфликты: договариваться со старшим ребенком, делить комнату на зоны, дарить две одинаковые игрушки. Эти дети «знаю», что их не любят, они в этом глубоко убеждены и это очень тяжело. У них специфический путь построения идентичности – «от противного».

Средние дети. Их девиз – «жизнь ко мне не справедлива!» «Я между двух стульев!» У них в поведении прослеживается две позиции, либо ябедник, либо миротворец. Основной мотив в жизни – поиск справедливости. Им так же сложно сформировать собственную идентичность. Здесь также необходима и работа, и поддержка в поиске собственной уникальности, особенности. Не поддерживать позицию жалобщика, не давать становиться жертвой. Выбирают профессии: юрист, врач, медсестра, психологи, учителя. Идеальные классные руководители и воспитатели, умеют следить за хорошей атмосферой в классе.

Младшие дети – остаются вечными детьми, даже в их лицах остается что-то детское. За маской вечного ребенка часто скрывается умелый манипулятор, который заставляет всех окружающих заниматься только своими проблемами. Эти дети долго ищут себя, у них нет денег, и долго жизнь не налаживается, демонстрируют беспомощность. Они часто очень артистичны, выбирают творческие, связанные с искусством профессии. Этих детей нельзя баловать. Формировать самостоятельность, учить ухаживать за собой, лучше, если будут семейные обязанности.

Близнецы, здесь обязательно будет младший и старший.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: