Межпредметные связи

Основные межпредметные связи строятся по линиям: отечественная история — русский язык; история — литература; история — география; история — обществознание. Для школ с углубленным изучением иностранного языка: иностранный язык — история стран, где этот язык является государственным. При изучении естественных и точных наук желательно давать учащимся сведения об их истории, о выдающихся ученых, о вкладе отечественной науки в мировую.

Изучение истории в настоящее время идет асинхронно с некоторыми из перечисленных предметов. Так, историю школьники начинают изучать раньше географии и поэтому не могут читать карту, знать ключевые географические понятия и определения. В то же время имеющийся сейчас опыт изучения основ обществознания с V класса показывает не эффективность этого подхода из-за недоступности даже основных терминов такого курса для подавляющего большинства учащихся этой возрастной группы. Абстрактные экономические, социологические, политологические понятия должны базироваться на конкретном историческом материале, поэтому обществознание целесообразно изучать в старших классах.

Взаимосвязь указанных выше предметов с историей обеспечивается сосредоточением особого внимания на общих ключевых проблемах и темах.

На уроках русского языка следует выявлять место и роль русского языка в прошлом, настоящем и будущем России; нравственные ценности русского народа, нашедшие отражение в языке.

При изучении литературы необходимо обеспечить определенную синхронность курсов истории и литературы на уровне IX—X классов, добиться того, чтобы литературные образы были историчны, а исторические — художественны. Изучая русскую литературу, следует обращать внимание на:

— роль русской литературы в художественной культуре народов России, в мировой художественной культуре;

— исторические условия становления различных жанров отечественной литературы и создания выдающихся произведений, отражающих колорит эпохи;

— описание природы, жизни людей, их занятий и быта в различные исторические периоды.

В курсе географии необходимо учитывать взаимосвязи следующих общих проблем и тем:

— географическая и историческая карта;

— политическая карта мира,

— экономическая карта мира;

— великие географические открытия;

— народы мира;

— крупнейшие города мира;

— географическое положение России;

— административно-территориальное деление России;

— численность и размещение населения России;

— национальный состав населения России;

— геология и природа России;

— формирование экономико-географических районов России;

— экономика России;

— место и роль России в мировом хозяйстве.

Курс обществознания должен опираться на фактический материал и конкретный аппарат, полученный школьниками при изучении истории. В свою очередь, в старших классах понятийный аппарат общественных наук должен
гармонично использоваться в историческом курсе. Особое внимание должно быть обращено на изучение ряда общих проблем:

— основные ступени человеческой истории и различные концептуальные подходы к их выделению; специфика становления и проявления этих стадий у разных народов и в России;

— понятийный аппарат обществознания и истории;

— особенности развития экономики России; экономические реформы в нашем отечестве в различные эпохи;

— социальная структура общества, динамика ее изменений;

— этнический состав населения, национальная политика и межнациональные отношения в дореволюционной, в советской и постсоветской России;

— роль государства в экономической и общественной жизни России;

— особенности правовой системы России, становления у нас гражданского общества и правового государства;

— выявление места и роли культуры, религии в жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: