Основные межпредметные связи строятся по линиям: отечественная история — русский язык; история — литература; история — география; история — обществознание. Для школ с углубленным изучением иностранного языка: иностранный язык — история стран, где этот язык является государственным. При изучении естественных и точных наук желательно давать учащимся сведения об их истории, о выдающихся ученых, о вкладе отечественной науки в мировую.
Изучение истории в настоящее время идет асинхронно с некоторыми из перечисленных предметов. Так, историю школьники начинают изучать раньше географии и поэтому не могут читать карту, знать ключевые географические понятия и определения. В то же время имеющийся сейчас опыт изучения основ обществознания с V класса показывает не эффективность этого подхода из-за недоступности даже основных терминов такого курса для подавляющего большинства учащихся этой возрастной группы. Абстрактные экономические, социологические, политологические понятия должны базироваться на конкретном историческом материале, поэтому обществознание целесообразно изучать в старших классах.
|
|
Взаимосвязь указанных выше предметов с историей обеспечивается сосредоточением особого внимания на общих ключевых проблемах и темах.
На уроках русского языка следует выявлять место и роль русского языка в прошлом, настоящем и будущем России; нравственные ценности русского народа, нашедшие отражение в языке.
При изучении литературы необходимо обеспечить определенную синхронность курсов истории и литературы на уровне IX—X классов, добиться того, чтобы литературные образы были историчны, а исторические — художественны. Изучая русскую литературу, следует обращать внимание на:
— роль русской литературы в художественной культуре народов России, в мировой художественной культуре;
— исторические условия становления различных жанров отечественной литературы и создания выдающихся произведений, отражающих колорит эпохи;
— описание природы, жизни людей, их занятий и быта в различные исторические периоды.
В курсе географии необходимо учитывать взаимосвязи следующих общих проблем и тем:
— географическая и историческая карта;
— политическая карта мира,
— экономическая карта мира;
— великие географические открытия;
— народы мира;
— крупнейшие города мира;
— географическое положение России;
— административно-территориальное деление России;
— численность и размещение населения России;
— национальный состав населения России;
— геология и природа России;
— формирование экономико-географических районов России;
|
|
— экономика России;
— место и роль России в мировом хозяйстве.
Курс обществознания должен опираться на фактический материал и конкретный аппарат, полученный школьниками при изучении истории. В свою очередь, в старших классах понятийный аппарат общественных наук должен
гармонично использоваться в историческом курсе. Особое внимание должно быть обращено на изучение ряда общих проблем:
— основные ступени человеческой истории и различные концептуальные подходы к их выделению; специфика становления и проявления этих стадий у разных народов и в России;
— понятийный аппарат обществознания и истории;
— особенности развития экономики России; экономические реформы в нашем отечестве в различные эпохи;
— социальная структура общества, динамика ее изменений;
— этнический состав населения, национальная политика и межнациональные отношения в дореволюционной, в советской и постсоветской России;
— роль государства в экономической и общественной жизни России;
— особенности правовой системы России, становления у нас гражданского общества и правового государства;
— выявление места и роли культуры, религии в жизни общества.