Подготовленность молодого специалиста к профессиональной деятельности содержит следующие компоненты:
- мотивационные;
- познавательные;
- эмоциональные;
- волевые.
Мотивы служат выражением стремления личности стать следователем, прокурором или адвокатом, при этом осознавая необходимость выполнять свои должностные обязанности по расследованию дел, изучению возможных причин преступности. Мотивы управляют и стремлением к профессиональным достижениям (успехам).
Познавательный компонент включает осознание (уяснение) абитуриентом своих будущих профессиональных задач, четкое представление различных сторон и психологической специфики деятельности, следственных ситуаций и др., возможность представить себя в роли специалиста, разрешающего подобные ситуации.
Эмоциональным аспектом выступает присущее будущему специалисту чувство личной ответственности за результаты своей деятельности в борьбе с преступностью. При этом важны чувства уверенности в своих способностях, удовлетворения от полученных результатов.
|
|
Волевые составляющие формирования личности будущего специалиста — это его концентрированность на выполнение задач, стремление к достижению гармонии в профессиональной деятельности соответственно с ее требованиями и личностью самого человека. Для этого необходимыми направлениями, разрешающими один вопрос, но различными способами, являются профессиональная ориентация и профотбор.
Профориентация исходит от самого человека и его желаний и устремлений, тогда как профотбор обусловлен особенностями требований данной профессии и выявляет наиболее подходящего из кандидатов, основываясь на особенностях и характеристиках личности. При профотборе существенную роль играют психологические факторы, что осложняет этот процесс по сравнению с профориентацией. У абитуриентов должны присутствовать задатки определенных личностных качеств, которые бы в процессе учебы развивались, превращаясь в системы навыков и умений, способствующих успешной профессиональной деятельности.
Личность юриста воспринимается как субъект профессиональной юридической деятельности, прикладывающий физические и психические стремления и преследующий определенные цели.
Личность рассматривается:
- на индивидуально-личностном уровне;
- в качестве портрета профессиональной группы людей;
- как общественный тип.
Исследование личности юридической специальности проводится с целью:
- обнаружения системы качеств, сопоставляемых с его профессиональной деятельностью, оказывающих на него сильное либо слабое влияние, положительное или отрицательное;
|
|
- изображения реально существующей системы качеств личности, создающих его профессиональный портрет и общественный тип;
- рассмотрения действенности и полезности этических и нормативно-правовых требований социума, предъявляемых к личности юриста.
При изучении структуры личности необходимо понимать качества, интегрированные в сознание под внутренней структурой:
- психические компоненты отражения объективных жизненных внешних обстоятельств личности (интересы, воля, цели и мотивы, обусловленные потребностями);
- психические личностные качества (характер и способности);
- «идеологические» черты сознания (ориентированность, установки);
- определенные биологические признаки (темперамент, инстинкт).
Группы свойств, выделяемые из структуры личности юриста:
- мировоззренческие — это отношения к установленным в обществе социальным ценностям, к личности, правосознанию и др.;
- интеллектуально-мыслительные — к ним относятся общие знания профессии, способность к наблюдательности, решению задач, способности концентрации и др.;
- психологические — активность волевого начала, психологическая восприимчивость и правдивость, самооценка и др.;
- физические свойства — возрастные качества, особенности состояния здоровья, утомляемость и др.
В ходе этого в личности специалиста юридической профессии реформируется система свойств, соответствующих или противоречащих друг другу, но при взаимодействии представляющих единое уникальное явление. Но свойства и систему в целом необходимо анализировать с точки зрения юриста и его профессиональной деятельности, т.е. необходимости создания в обществе правовой безопасности на основании соответствия личности специалиста юридической профессии и нуждам общества.
Успех работы юриста заключается в стремлении и реализации своей направленности при помощи деловых качеств, главными из которых считаются морально-психологические особенности его подготовки.
Морально-психологические особенности подготовки юриста выражены в его поведении и службе в виде:
- стремления при любых обстоятельствах соблюдать требования профессионального, гражданского, человеческого и патриотического долга;
- непреклонной устремленности в жизни и профессиональной деятельности к установлению справедливости и борьбе с преступностью;
- знания норм морали, понимания их значимости и необходимости подчинения им в своей личной и профессиональной деятельности;
- осознания человеческой ценности, прав, достоинства, интересов и, прежде всего, жизни — наивысшей общественной и духовной его ценности;
- осмысления взаимоотношения профессиональной деятельности с проблемами морали и нравственности, важности достижения как правовых, так и нравственных результатов;
- умения и устремления ориентироваться в деталях своих профессиональных действий с учетом их особенностей в решении поставленных задач;
- владения навыками требований морали, исполнение которых происходит не под влиянием контроля и боязни наказания, а является духовной потребностью;
- обладания сильной устойчивостью, находясь под воздействием факторов, толкающих к игнорированию моральных норм;
- умения сохранять наилучшее морально-психологическое состояние духа в каждой ситуации.
Подобные действия регулируются индивидуальными и комплексными морально-психологическими особенностями, профессиональной подготовкой юриста, его культурой и т.д.
К морально-психологическим познаниям и взглядам относится мировоззрение сотрудника правоохранительных органов, которое дает правильное осознание морально-этических вопросов его профессиональных действий. Они охватывают постижение гуманистических идей (общечеловеческое миропонимание), дающих возможность обеспечения справедливости и реализации позиции неизбежности наказания. Эти знания, сформировавшись, создают осознание конкретности морали.
|
|
Морально-психологическая направленность и ориентированность — это часть, определяющая обращение знаний морали в образование личностное, с понятными и принятыми для себя нормами, что выражается появлением в сознании моральных норм и ориентиров, направляющих к индивидуальному решению проблем. При этом вырабатываются определенные границы, которые служат критериями в решении различных проблем о справедливом и должном, запретном, допустимом и др.
Морально-нравственные знания и умения — это элемент практических навыков юриста, подтверждающих дополнение этих знаний возможностью практического применения своих мировоззрений. Этот элемент морально-психологических особенностей требует специального формирования.
Моральные привычки — это навыки и умения, превращенные в индивидуальную потребность каждого конкретного юриста. Появление привычки — это его стремление совершать действие, руководствуясь внутренней необходимостью, выполнение которого приятно воздействует на личность человека. Невыполнение же, напротив, сопровождается угрызениями совести.
Морально-психологические свойства — это постоянные индивидуально-личностные детерминанты нравственных действий и конечный результат формирования и взаимодействия всех элементов морально-психологической подготовленности специалиста юридической профессии и главный показатель ее уровня.
Эти компоненты делятся по содержанию на четыре группы:
1) общетрудовые — как вид знаний морали, умений, навыков, убеждений, установок и привычек. Они управляют взглядом индивидуума на свой труд. Этим фактором обосновывается активность, ответственность и добросовестность, другие подобные качества;
2) профессионально-трудовые — вид составляющих элементов, управляющих работой профессионального специалиста. Их развитие влияет на отношение личности к истине, справедливости, принципиальности и т.д.;
|
|
3) человеческие — регулируют уважительное отношение юридического работника к другим лицам: гуманность и справедливость, умение выслушать и др.;
4) самооценочные — компоненты, которые контролируют отношение специалиста к себе. Это, прежде всего, самооценка, скромность, саморазвитие и самообразование.