По делам несовершеннолетних

Знание психологических особенностей подростков содействует правильному решению задач расследо­вания преступлений и перевоспитания несовершен­нолетних преступников.

Сотрудники правоохранительных органов и органов предварительного следствия, используя эти знания, способ­ны дать правильную характеристику личности несовершен­нолетнего, найти индивидуальный подход к нему, выбрать соответствующие тактические приемы и др.

Изучение личности несовершеннолетнего на предва­рительном следствии соответствует следующей схеме:

- изучение наследственно-биологических факторов: негативного влияния алкоголизма, предрасположен­ности к нервным или психическим заболеваниям од­ного из родителей и др.;

- социального окружения несовершеннолетнего: се­мьи, социального статуса родителей, взаимоотноше­ний в семье, семейных ценностей, особенностей воспитания подростков, отношения к учебному процессу, взаимоотношений со сверстниками и с учи­телями, социального положения друзей и однокласс­ников, ценностных ориентации, статуса подростка в группе друзей;

- личностных характеристик подростка: индивиду­альных особенностей характера и темперамента, ценностных ориентации, самооценки и вероятных конфликтов в области самооценки, отношения к будущей профессии (сознательность выбора, планы на будущее);

- правосознания подростка.

Для изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (обвиняемого или подозреваемого) необходимо изучать семью, место учебы, работы. Необходимо обследовать условия жизни несовершеннолет­него до и после совершения преступления. Это имеет значе­ние при определении судом вида наказания.

Необходимо установить:

- полностью состав семьи;

- наблюдали ли члены семьи негативное поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, ка­кие применялись меры;

- выяснить, интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом зна­комых друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свободное время;

- где и как проводил свободное от занятий время под­росток (были ли случаи распития спиртных напит­ков, употребление наркотических средств и др.).

Однако не всегда правоохранительные органы и лица, осуществляющие правосудие, могут использо­вать все данные и методы психологической науки при изучении личности несовершеннолетнего, и при возникно­вении дополнительных вопросов, требующих специальных знаний по уголовному делу, назначается судебно-психологическая экспертиза.

Объект экспертизы — индивидуальные особенности протекания психических процессов у лица, которое дает показания. Без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на деятельности несовершенно­летнего.

Большое значение имеет психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возника­ет сомнение в умственном развитии несовершеннолетне­го, в степени развития его интеллекта, в частности, для ре­шения вопросов, мог ли он полностью осознавать значение своих действий. При анализе причин антиобщественного поведения личности несовершеннолетнего психолог иссле­дует особенности развития его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных устано­вок и соотносит их с выделенными индивидуально-типоло­гическими и характерологическими особенностями. При изучении особенности принятия решений исследуются ин­дивидуальные свойства личности. При производстве след­ственных действий с участием несовершеннолетних дей­ствуют характерные психологические закономерности, которые связаны с возрастными и другими особенностями личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: