Знание психологических особенностей подростков содействует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников.
Сотрудники правоохранительных органов и органов предварительного следствия, используя эти знания, способны дать правильную характеристику личности несовершеннолетнего, найти индивидуальный подход к нему, выбрать соответствующие тактические приемы и др.
Изучение личности несовершеннолетнего на предварительном следствии соответствует следующей схеме:
- изучение наследственно-биологических факторов: негативного влияния алкоголизма, предрасположенности к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей и др.;
- социального окружения несовершеннолетнего: семьи, социального статуса родителей, взаимоотношений в семье, семейных ценностей, особенностей воспитания подростков, отношения к учебному процессу, взаимоотношений со сверстниками и с учителями, социального положения друзей и одноклассников, ценностных ориентации, статуса подростка в группе друзей;
- личностных характеристик подростка: индивидуальных особенностей характера и темперамента, ценностных ориентации, самооценки и вероятных конфликтов в области самооценки, отношения к будущей профессии (сознательность выбора, планы на будущее);
- правосознания подростка.
Для изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (обвиняемого или подозреваемого) необходимо изучать семью, место учебы, работы. Необходимо обследовать условия жизни несовершеннолетнего до и после совершения преступления. Это имеет значение при определении судом вида наказания.
Необходимо установить:
- полностью состав семьи;
- наблюдали ли члены семьи негативное поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, какие применялись меры;
- выяснить, интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свободное время;
- где и как проводил свободное от занятий время подросток (были ли случаи распития спиртных напитков, употребление наркотических средств и др.).
Однако не всегда правоохранительные органы и лица, осуществляющие правосудие, могут использовать все данные и методы психологической науки при изучении личности несовершеннолетнего, и при возникновении дополнительных вопросов, требующих специальных знаний по уголовному делу, назначается судебно-психологическая экспертиза.
Объект экспертизы — индивидуальные особенности протекания психических процессов у лица, которое дает показания. Без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на деятельности несовершеннолетнего.
Большое значение имеет психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возникает сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта, в частности, для решения вопросов, мог ли он полностью осознавать значение своих действий. При анализе причин антиобщественного поведения личности несовершеннолетнего психолог исследует особенности развития его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных установок и соотносит их с выделенными индивидуально-типологическими и характерологическими особенностями. При изучении особенности принятия решений исследуются индивидуальные свойства личности. При производстве следственных действий с участием несовершеннолетних действуют характерные психологические закономерности, которые связаны с возрастными и другими особенностями личности.