Государства Палестины

Ослабление Египта в XI—X вв. до п. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время. Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути. Благоприятное географическое положение, относительная открытость страны и постоянная вовлеченность ее населения в общественную жизни древнего Ближнего Востока объясняют постоянный интерес к этой стране. Проникновение древнееврейских племен в Палестину не было кратковременным актом и не сопровождалось полным уничтожением местного ханаанейского населения, его общества и культуры. Поэтому XII-XI вв. до н.э. характеризовался длительным сосуществованием и взаимовлиянием двух различных структур - городского сословно-классового общества ханаанеев и родоплеменного общества древних евреев.

Основной единицей социальной организации древних евреев являлся отцовский род (мишпаха), в коллективной собственности которого была земля. Род имел общие празднества и общее место захоронения, его члены были связаны обязанностью кровной мести и взаимопомощи, имущество должно было оставаться в роду, непременным атрибутом которого была генеалогия. Высшей, относительно стабильной единицей являлось племя, или "колено" (матте, шебет). В процессе взаимодействия между отдельными племенами сперва образуются маленькие племенные союзы. Во главе этих союзов племён становятся наиболее сильные и богатые племенные вожди.

В середине XI в. до х.э., когда усилился напор филистимлян, давление восточных соседей, продолжалось сопротивление еще независимых ханаанейских государств. Царем был провозглашен Саул. Он осуществил ряд действенных мер по объединению "колен" и созданию центральной власти: создал столицу в г. Гивеа (совр. Телль-эль-фуль), упорядочил набор племенного ополчения, ввел территориально-административное деление страны на 5-6 округов.

Все эти мероприятия позволили Саулу одержать ряд побед над филистимлянами и другими соседями, но одновременно усилили оппозицию против него. Наибольшая опасность для Саула исходила от могущественного южного племени Иуда, к которому принадлежал один из приближенных царя и его зять Давид, сын Иессея. Давид вступил в открытую борьбу с Саулом. Ослабленный борьбой с Давидом, Саул потерпел сокрушительное поражение в войне с филистимлянами. Царем над Иудой и другими южными "коленами" был провозглашен Давид. Это вызвало сопротивление северных "колен", которые не хотели смириться с утратой своего преобладания в возникающем государстве. Семь лет длилась изнурительная борьба за власть, завершившаяся победой Давида.

В начале царствования Давида государство продолжало оставаться весьма непрочным союзом двух групп "колен" - северной, возглавляемой Эфраимом, и южной, с Иудой во главе. Непрочность этого союза была вызвана еще и тем, что между территориями обеих групп племен находилось независимое ханаанейское государство Иерусалим. Поэтому одним из первых начинаний Давида было взятие сильно укрепленного Иерусалима (в 995 г. до н.э.), объявленного им своей столицей. Поскольку Иерусалим находился вне территорий "колен", то перенос столицы в этот стратегически важный город способствовал усилению власти царя. На это же были направлены и другие мероприятия Давида. Он реорганизовал вооруженные силы, создав, наряду с племенным ополчением, зависимый от царя и верный лично ему отряд так называемых витязей (гибборим) и постоянное войско из чужеземных наемников. Вся страна была разделена на двенадцать округов, границы которых более или менее соответствовали племенным территориям. Более определенными стали также функции царя: он был верховным предводителем войска, обладал ограниченной судебной властью, участвовал в культе, однако ни Давид, ни его преемники не были царями-жрецами. Создание дееспособного государственного аппарата позволяло Давиду вести активную и успешную внешнюю политику.

Эпохой расцвета Израильско-Иудейского царства историческая традиция, сохранившаяся главным образом в библии, обычно считает время царствования Соломона. Он начинает свое царствование с жестоких расправ над своими противниками, ознаменовавших разрыв с двойственной политикой Давида и однозначный выбор тенденции к укреплению центральной государственной власти в ущерб родоплеменным традициям. Царствование Соломона было временем расцвета торговли, в особенности внешней, и укрепления мирных связей с целым рядом соседних государств. Соломон установил дружественные отношения с египетским фараоном, что способствовало проникновению египетского влияния во многие сферы столичной придворной жизни. В Иерусалиме были построены роскошные дворцы, знаменитый храм в честь бога Яхве и крепость. Иерусалим и целый ряд городов, имевших стратегическое и экономическое значение, были превращены в сильные крепости. Время царствования Соломона в исторических преданиях изображалось как «золотой век» Израильско-Иудейского царства. Царь Соломон в исторических и поэтических сказаниях превратился в легендарный образ идеального царя, мудрого правителя и судьи.

Объединённое Израильско-Иудейское царство не было прочным. Северная часть Палестины, Израиль, была богатым земледельческим районом. Южная Палестина, заселённая главным образом иудеями, во многом сохраняла древние и примитивные формы скотоводческого хозяйства. Эти экономические и культурные противоречия стали обнаруживаться уже при Соломоне. Среди израильтян стало назревать недовольство деятельностью Соломона, обременившего северные области тяжёлыми податями. После смерти Соломона его преемнику Ровоаму не удалось удержать в своих руках власти над Израилем. Иеровоам(его брат), опираясь на поддержку Египта, поднял восстание против Ровоама и восстановил независимое Израильское царство, царём которого он и был провозглашён. Около 928 г до н.э. распалось Израильско-Иудейское царство. С этого времени началась упорная и длительная борьба между Израилем и Иудеей, которая привела к их взаимному ослаблению и к усилению соседних государств и племён.

Окончательно разгромил Израильское царство ассирийский царь Саргон II. В 722 г. до н. э. он взял Самарию и увел в плен израильского царя Осию, угнав вместе с ним 27290 израильтян, захваченных в плен и переселённых в Мидию и Месопотамию. Вместо них он поселил в Израиле вавилонских и арамейских колонистов. Разгром Израиля должен был способствовать некоторому усилению Иудеи, которая издавна соперничала с Израилем. Изменившиеся международные условия создали для этого благоприятную обстановку. Ассирия начала клониться к упадку, что дало возможность Иудее усилить свою борьбу за независимость. Таким образом, стремление централизовать государство нашло своё отражение в попытке централизации государственной религии. Однако все эти попытки внутренней консолидации не смогли спасти Иудейского царства. В 597 г. до н. э. Иерусалим был взят войсками вавилонского царя Навуходоносора II и затем окончательно разгромлен в 586 г. до н. э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: