Понятие государственного служащего связано с понятием государственной службы, следует из него.
Государственные служащие в процессе своего труда не создают материальных ценностей, но обеспечивают их создание путем:
- руководства производственными процессами и производителями материальных ценностей;
- контроля за этими процессами;
- определения основных направлений развития науки и техники;
- осуществления организационных и материально-технических операций;
- подготовки и переподготовки кадров.
Государственными служащими являются граждане, работающие в государственном аппарате, занимающие в нем должности по назначению, выборам или в ином установленном законе порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, получающие определенную оплату за свой труд.
Все государственные служащие являются субъектами права, обладают правовым статусом, включающим ряд элементов – совокупность прав и свобод, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Данные элементы связаны между собой, поскольку только в совокупности они образуют статус служащего.
Кроме общеправового статуса государственные служащие обладают служебным, административно-правовым статусом.
Основные обязанности государственного служащего:
● выполнять функциональные обязанности в пределах полномочий, предоставленных им актами законодательства Республики Беларусь;
● исполнять действующие законы и подзаконные акты;
● выполнять приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
● соблюдать установленный в государственном органе служебный регламент;
● сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном аппарате;
● сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом;
● поддерживать квалификацию, достаточную для эффективного исполнения служебных обязанностей;
● соблюдать нормы служебной этики и др.
Служащие государственного аппарата имеют право:
■ требовать от должностного лица, наделенного правом приема и увольнения служащего государственного аппарата, письменного закрепления своих служебных обязанностей и создания надлежащих условий для их исполнения;
■ запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей;
■ претендовать на повышение в должности или увеличение размера заработной платы с учетом квалификации и отношения к исполнению служебных обязанностей;
■ на обеспечение гарантий государственного социального страхования;
■ знакомиться со своим личным делом и другими материалами перед внесением их в личное дело, а также требовать приобщения к нему своих объяснений;
■ защищать свои права и законные интересы в соответствующих государственных органах или суде;
■ объединяться в профессиональные союзы;
■ на отставку в установленном законодательством порядке.
Специальные обязанности и права государственных служащих являются производными от правового положения органа, в котором они состоят на службе, от занимаемой служащим государственной должности. Служащий выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности. Специальные обязанности и права предусматриваются в законах, подзаконных актах (уставах, положениях, должностных инструкциях и др.).
Вместе с тем законодательство предусматривает некоторые ограничения для служащих, вызванные интересами службы. Государственный служащий не вправе:
- принимать участие в забастовках;
- выполнять имеющие отношение к службе в государственном аппарате указания и поручения политических партий, общественных объединений и субъектов хозяйствования;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников, а также быть поверенным у третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, в котором он находится на службе;
- принимать вознаграждения, пользоваться услугами и льготами в личных целях за оказание гражданам и юридическим лицам любого содействия с использованием своего служебного положения;
- самостоятельно или через посредников принимать участие в управлении субъектами хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- выполнять иную оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства и др.
При исполнении служебных обязанностей государственный служащий находится под защитой государства. Никто, кроме уполномоченных на то должностных лиц, не вправе вмешиваться в его деятельность.
В целях определения соответствия служащих предъявляемым требованиям уровня профессиональной подготовки правовой культуры, способности работать с людьми проводится их аттестация в соответствии с законодательством.
Законодательством о службе установлены различные виды стимулирования служебной деятельности. Средства стимулирования предусматривают многообразные формы поощрения: выражение одобрения, признания, положительную оценку деятельности.