double arrow

Субъекты административного права. Основы государственного управления


ЛЕКЦИЯ: Основы административного права

Референдум проводится на общих принципах избирательного права (путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования). В нем участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Референдум.

Для принятия решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Референдум – это голосование избирателей, посредством которого принимаются решения республиканского или местного уровня.

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом (ст. 77 Конституции).

Под субъектами административного права понимаются лица и организации, наделенные административной правоспособностью или административной правосубъектностью.

Виды субъектов административного права: граждане Республики Беларусь; иностранные граждане и лица без гражданства; органы государственного управления и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и иные государственные организации; негосударственные предприятия и учреждения; общественные объединения; государственные служащие; служащие предприятий, учреждений и общественных объединений.

Основными субъектами административного права являются органы государственного управления. Они призваны практически обеспечивать выполнение функций государства, осуществляя повседневно непрерывно и непосредственно свою деятельность в сфере хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Органы государственного управления представляют собой сложную систему. В нее входят: Совет Министров Республики Беларусь, министерства, их департаменты, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы, их комитеты, управления и отделы, администрация предприятий, учреждений, объединений.

Орган государственного управления как отдельная и самостоятельная часть государственного аппарата наделяется государственно-властными полномочиями в соответствии с принципом разделения властей, выступает от имени и по поручению государства. Он осуществляет исполнительную власть. Органы государственного управления относительно самостоятельны, действуют в пределах своей компетенции, вправе принимать правовые акты и осуществлять организационно-правовые мероприятия по их реализации.

Орган государственного управления – это такое звено государственного аппарата, которому в соответствии с принципом разделения властей и в объеме предоставленных государственно-властных полномочий поручено осуществление исполнительной власти в различных областях жизни общества посредством исполнительно-распорядительной деятельности.

Понятие государственной службы.

Государственная служба – это, прежде всего профессиональная деятельность публичного характера, осуществляемая в рамках полномочий от имени и по поручению государства. Государственная служба является профессией для государственных служащих, которая требует специальных теоретических знаний и практических навыков. В настоящее время с помощью декретов и указов Президента Республики Беларусь активно формируется правовой институт государственной службы, в который входит преобладающее число норм административного права. Под государственной службой как правовым институтом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (на республиканском и местном уровнях, в государственных органах исполнительной власти, в аппаратах представительной и судебной властей, в контрольно-надзорных органах, таможенных и налоговых органах, органах финансовых расследований и др., принципы службы, государственная должность и ее виды, реестры государственных должностей), формирования статуса государственного служащего и эффективных гарантий осуществления должностных полномочий, а также механизма прохождения государственной службы и прекращения государственно-служебного отношения.

Государственная служба выступает в качестве связующего звена между государством и гражданином. Среди основных задач государственной службы центральное место отводится защите прав и свобод человека и гражданина, созданию необходимых условий для развития личности, укреплению основ гражданского общества. Служба призвана выполнять роль действенного средства упорядочения деятельности государственного аппарата.

В процессе государственной службы реализуются задачи и функции государственных органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими, т.е. лицами занимающими в установленном порядке ту или иную должность в государственном органе, организации.

В основу деления государственной службы на виды положен принцип разделения властей, специфика сфер и отраслей государственной деятельности. В соответствии с принципом разделения властей различают государственную службу в органах представительной, исполнительной и судебной властей, а также службу в иных государственных органах (например, в прокуратуре, контрольно-надзорных органах, Комитете государственного контроля).

С учетом специфики сфер и отраслей государственной деятельности государственная служба подразделяется на военную, службу в органах внутренних дел, службу в налоговых органах и др. Для всех видов службы характерно наличие специального законодательства, регулирующего службу (например, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел и др.), строгую субординацию воинских, специальных и иных званий и других особенностей прохождения службы.

Принципы государственной службы – это основные концептуальные начала, догмы и положения, на которых держится вся система государственной службы в Республике Беларусь.

Государственная служба основана на следующих принципах:

- Принцип верховенства Конституции над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

- Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственные действия: обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

- Принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Данный принцип выражает, прежде всего, самостоятельность каждой из этих ветвей, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций.

- Принцип равного доступа граждан к государственной службе. В ст.39 Конституции определено: «Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах».

- Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, благодаря чему создаются реальные условия для исполнительной дисциплины во всех звеньях государственного механизма.

- Принцип профессионализма и компетентности – основной критерий, который используется при отборе кандидата на вакантную государственную должность.

- Принцип гласности в осуществлении государственной службы предполагает открытость законодательства о государственной службе. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих. Суть этого принципа заключается в участии граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

- Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение либо ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности.

- Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, означает: едиными, т.е. одинаковыми, должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему, к организации государственной службы, к поступлению на государственную службу, квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним дисциплинарной ответственности, повышению квалификации и т.д.

- Внепартийность государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание структур политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.

- Принцип социально-правовой защиты служащих означает, прежде всего, создание необходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к устранению препятствий осуществления служебных обязанностей.


Сейчас читают про: