Государственные займы. Основные направления расходования государственных финансовых ресурсов

Государственный заем –это отношения между государством в лице Правительства и юридическими и физическими лицами по поводу размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг, используемых для финансирования бюджетного дефицита.

Государственный заем является одним из источников доходов государства, но с ним затраты государства возрастают, так как нужно уплачивать проценты. Займы для финансирования государственных расходов приводят к значительным размерам государственного долга, хроническим дефицитам бюджетов, стимулируют развитие инфляционных процессов. Государство может прибегать к заимствованию денежных средств как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами, поэтому может возникать как внутренний государственный долг, так и внешний.

Отношения по поводу внутреннего государственного долга регулируются Банковским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. № 2328-XII (ред. от 24.09.1996) «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» и др. нормативными актами. Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст.4 Закона внутренний государственный долг может быть представлен в виде:

♦займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;

♦кредитов Национального банка Республики Беларусь;

♦других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

Размер заимствования Правительства у Национального банка регулируется законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными.

В Республике Беларусь отношения по поводу внешнего государственного долга регулируются Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», нормами международного права, соглашениями Республики Беларусь с другими государствами и международными финансовыми организациями.

Внешний государственный долг формируется совокупностью ее финансовых обязательств иностранным кредиторам по займам, пре­доставленным Правительству либо под гарантию Правительства, подле­жащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях. Обслуживание и погашение внешнего государственного долга осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета по кредитным линиям.

Расходы, имеющие общегосударственное значение, производятся из республиканского бюджета, а расходы, имеющие соответствующее местное значение – из местных бюджетов. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь можно выделить четыре основные группы расходов:

Первая группа составляет расходы на развитие народного хозяйства по следующим направлениям:

1) содержание, поддержка и расширение государственного сектора экономики;

2) государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной собственности;

3) внешнеэкономическая деятельность;

4) обслуживание государственного долга;

5) мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

6) природоохранные мероприятия;

7) прочие расходы экономического характера.

Вторая группа составляет расходы на образование, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру и спорт и другие социальные программы.

Третья группа составляет расходы на содержание всего государственного аппарата:

1) содержание органов законодательной власти;

2) содержание исполнительных органов власти;

3) содержание судебной власти;

4) содержание правоохранительных органов и прокуратуры;

5) содержание на проведение выборов и референдумов.

Четвертая группа составляет расходы, обеспечивающие безопасность нашей страны:

1) национальная оборона страны;

2) таможенные и пограничные органы;

3) финансовые и налоговые органы;

4) затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: