Древний Китай: этапы и особенности цивилизационного развития

Возникновение и развитие философской мысли в древнем Китае, так же, как и в древнеиндийской цивилизации, было вызвано радикальными изменениями в культуре и общественной жизни. Начало формирования раннеклассового общества в Китае относится ко II тысячелетию до н.э. Оно осуществлялось на фоне достаточно быстрого развития и распространения земледелия, строительства ирригационных сооружений, прогресса ремесел (отливка бронзы, производство керамики и др.). В VI в. до н.э. в Китае повсеместно стало применяться железо, что позволило приступить к строительству крупных ирригационных сооружений, значительно расширить площадь обрабатываемых земель, усовершенствовать агротехнику. Результатом стал расцвет ремесла и торговли, а, следовательно, начинается рост и укрепление городов – административных, торгово-ремесленных и культурных центров древнекитайской цивилизации.
В VII–VI вв. до н.э. в Китае возникают крупные государственные образования. Самыми мощными царствами того времени были: Ци, Цзинь, Цинь, Чу и Сун. Социальная структура древнекитайского общества была представлена двумя важнейшими классами – наследственными землевладельцами (ванами) и крестьянами общинниками. Рабство носило второстепенный, патриархальный характер, рабы выполняли функции домашних слуг. В то же время постепенно формировались новые социальные силы – разбогатевшие слои купцов и ростовщиков, которые претендовали на свою долю государственной власти и вели активную политическую и идеологическую борьбу с родовой земельной аристократией. Государство в Древнем Китае имело патримониальный характер, оно представляло собой политическую форму организации разросшегося семейного клана. Власть передавалась по наследству от патриарха к старшему сыну. Правитель олицетворял мощь и единство государства. Юридическим собственником земли также являлось государство, в силу чего крестьяне-общинники вынуждены были уплачивать в казну натуральный налог (часть урожая со всей обрабатываемой земли).
Середина I тысячелетия до н.э. в жизни древнекитайского общества отмечена рядом народных волнений и постоянными войнами между царствами за земельные ресурсы и политическое влияние в регионе. К этому времени появляется рынок земли, вводится право частной собственности на землю, налог с урожая заменяется фиксированным налогом на количество земли. Все эти процессы способствовали социальной дифференциации общества, росту производительности крестьянского труда и концентрации земельной собственности в руках небольшой горстки феодалов.

К IV в. до н.э. из всех сравнительно крупных и независимых государств Древнего Китая выделилось царство Цинь. Реформы Шан Яна (358–348 гг. до н.э.) способствовали усилению централизованной государственной власти. Это имело решающее значение для успеха войн, которые вела династия Цинь с соседними царствами. В конце III в. до н.э. они закончились объединением древнего Китая под властью деспотической циньской империи (221 – 207 гг. до н. э.).
Необходимость содержать колоссальную военную машину и насильственная мобилизация сотен тысяч крестьян на строительство Великой китайской стены подорвали экономику империи, привели к деградации сельскохозяйственного производства. В результате крестьянских волнений династия Цинь была свергнута и установлена империя династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). В эпоху правления династии Хань окончательно оформились ценностно-мировоззренческие основания традиционной китайской культуры, был осуществлен синтез философии и политики, идеологически зафиксированы и реализованы на практике принципы и правила социальной организации, способствующие стабилизации цивилизационного развития, укреплению традиции во всех областях общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: