Становление и эволюция двухпартийной системы в Великобритании (исторический анализ)

Общая демократизация общественной жизни, перемены в социальной структуре Великобритании видоизменение облика Британской империи (существование которой в немалой степени консервировало соотношение сложившихся в XVIII-XIX вв. политических сил) привели в Новейшее время к существенному видоизменению традиционной системы политических партий. Основой политической организации парламентских институтов осталась двухпартийная система, однако содержание междупартийного «противостояния» переменилось.

Консервативная партия (наследница исторических «тори») сохранила свое значение крупнейшей партии страны и находилась у власти в наиболее ответственные периоды истории государства. Особый вклад в укрепление позиций партии внес У. Черчилль (1874-1965), возглавлявший правительство в годы Второй мировой войны.

К концу XX в. число членов партии приближалось к 2 млн., регулярно около 40% избирателей традиционно отдавали консерваторам свои голоса на выборах как в парламент, так и в органы местного самоуправления. Особенно длительное нахождение партии у власти в последние десятилетия XX в. (1979 – 1997 гг.) способствовало стабилизации британской экономики, повышению престижа страны на международной арене (во многом благодаря деятельности лидера партии – М. Тэтчер).

Вторая из исторических партий Великобритании – Либеральная – постепенно утратила свое значение альтернативы консерваторам. Итоговый политический «взлет» партии пришелся на начало века, когда некоторое время ее лидером был Д. Ллойд-Джордж, премьер-министр в 1916-1922 гг. В 1920-е гг. из-за аморфности своей государственной и политической позиции партия постепенно утеряла массовую поддержку населения на выборах, и к концу века перешла в разряд малозначимых политических движений. Часть ее членов образовали вместе с отколовшимися социал-демократами Социал-либеральную партию (1988), выступившую с программой парламентских реформ и усиления гарантий гражданских свобод.

Начиная с 1920-х гг. значение политической альтернативы консерваторам в государстве перешло к Лейбористской партии. Партия сложилась в начале XX в. объединением нескольких организаций социалистической ориентации и профсоюзов (1906). Социалистическая ориентация партии была своеобразной: исходя из идей прообраза лейбористов – Фабианского общества, – любое расширение деятельности государства рассматривалось как путь к социализму. С 1918 г. в уставе партии появился пункт о создании общественной собственности на средства производства.

В Хартии 1947 г. фигурировала уже идея «построения государства всеобщего благоденствия». Практические установки партии подразумевали расширение национализации промышленности, усиленное налогообложение богатых и т. п. (тогда как консерваторы, напротив, выступали за укрепление свободного частного предпринимательства и сокращение разных видов социальной помощи государства). Лейбористская партия опиралась на более оформленную организацию. Ее устав (1950) подразумевал возможность коллективного и индивидуального постоянного членства. Коллективное членство, главным образом тред-юнионов, обеспечило массовость партии (свыше 6,5 млн. коллективных и до 0,3 млн. индивидуальных членов к концу XX века).

63. Создание ФРГ: анализ конституционного устройства и партийно-политичес­кой системы. «Эра Аденауэра».

ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИИ

(ФРГ) (Bundesrepublik Deutschland) - гос-во в Центр. Европе.Граничит с Данией, Нидерландами, Бельгией, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, ГДР иЧехословакией; на С. омывается водами Сев. и Балтийского морей.

Площ. 248 тыс. км2, нас. 59,3 млн. чел. (сент. 1971, оценка), почти исключительно немцы. Св. 55%верующего нас. - протестанты, св. 44% - католики. Столица - г. Бонн.

Административно ФРГ разделена па 10 земель: Шлезвиг-Гольштейн; Ниж. Саксония; Сев. Рейн-Вестфалия;Рейнланд-Пфальц; Гессен; Бавария; Баден-Вюртемберг; Саар; Гамбург; Бремен.

По конституции 1949, глава гос-ва - президент, избираемый на пять лет Федеральным собранием,состоящим из депутатов бундестага и представителей земель. Высший законодат. орган - парламент, к-рыйсостоит из 2 палат: бундестага (избирается населением на 4 года) и бундесрата (состоит из представителейземель, назначаемых пр-вами земель). Гос. герб и флаг см. в таблицах к статьям Герб государственный иФлаг государственный.

—***—***—***—

Исторический очерк

ФРГ возникла в границах оккупац. зон США, Англии и Франции в Германии. Ее создание было подготовленополитикой раскола Германии, к-рую зап. державы стали проводить с первых дней после окончания 2-ймировой войны, вопреки решениям, принятым на Потсдамской конференции 1945, и другим согласованнымрешениям участников антигитлеровской коалиции. Четырехсторонние решения СССР, США, Англии иФранции о демократизации Германии и подготовке к образованию общегерм. пр-ва были сорваны. В адм.аппарате зап. зон оккупации Германии осталось немало бывших активных нацистов. Решения оденацификации здесь не выполнялись или выполнялись формально. Проведенные в Зап. Германии нек-рыеизменения структуры монополий не обеспечили подлинной декартелизации и помогли зап.-герм.монополистам сохранить контроль над пром-стью и финансами. Не допустив принятия Контрольнымсоветом постановления, разрешающего объединение в общегерманском масштабе демократич. партий,оккупац. власти 3 зап. держав всячески поощряли в своих зонах деятельность политич. партий и орг-ций,связанных с монополистич. капиталом и выступавших с сепаратистских позиций. Организация Социалистич.единой партии Германии (СЕПГ) на терр. зап. Германии была запрещена. Руководство С.-д. партии в Зап.Германии фактически поддерживало курс на раскол Германии, хотя и подвергало критике (весьма, однако,непоследовательной) нек-рые аспекты политики бурж. партий.

Передовые силы трудящихся Зап. Германии во главе с Коммунистич. партией Германии (КПГ) выступалипротив политики оккупац. властей, зап.-герм. монополистов и их ставленников. Однако раскол рабочегокласса дал возможность герм. монополистам восстановить свою власть и осуществить планы расколаГермании.

После проходившего в февр. - марте и апр. - июне 1948 Лондонского совещания шести зап. держав (США,Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) оформление сепаратного зап.-герм. гос-ва пошло, всоответствии с намеченным на совещании планом, ускоренными темпами. 20 июня 1948 на терр. Зап.Германии была проведена сепаратная ден. реформа. 1 июля 1948 воен. губернаторы США, Англии иФранции дали указание премьер-министрам зап.-герм. земель приступить к подготовке созыва Учредит.собрания и выработке конституции будущей ФРГ. В авг. 1948 особой группой экспертов был разработанпроект Осн. закона, к-рый был передан на обсуждение 65 представителей зап.-герм. земель (Парламентскийсовет). Это собрание к маю 1949 разработало конституцию зап.-герм. гос-ва, к-рая была утверждена воен.губернаторами США, Англии и Франции и вступила в силу 23 мая 1949. В авг. 1949 в зап. оккупац. зонахГермании прошли выборы в первый бундестаг, к-рый собрался вместе с бундесратом 7 сент. в Бонне дляизбрания президента и создания пр-ва. Первым президентом ФРГ стал Теодор Хейс (один из основателейСвободной демократич. партии). Федеральное коалиц. пр-во в составе представителей трех партий -Христианско-демократич. союза - Христианско-социального союза (ХДС - ХСС, осн. в 1945), Свободнойдемократич. партии (СДП, осн. в 1948) и Немецкой партии (НП, осн. в 1946; в 1961 объединилась соснованным в 1949 Общегерманским блоком в Общегерм. партию) - возглавил К. Аденауэр (ХДС).

С образованием ФРГ была создана гос.-политич. основа для укрепления власти герм. монополий. Быливозрождены под новыми вывесками крупнейшие концерны и банки (концерны Круппа, Тиссена, Ханиеля,Маннесмана, Клёкнера, Хеша, "ИГ Фарбен"; "Дойче банк", "Дрезденский банк", "Коммерцбанк" (т. н. "Большаятройка") и др.). Концентрация производства и капитала достигла в ФРГ исключительно высокого уровня.

К 1954 8 крупнейших концернов Зап. Германии владели почти 72% производств. мощностей всейметаллургич. пром-сти. В руках 15 монополистич. групп концентрировалось 82% зап.-герм. добычи угля.Монополии "АЭГ" и "Сименс" контролировали 75% осн. капитала электротехнич. пром-сти. В целом на 289наиболее мощных акц. компаний Зап. Германии в конце 1953 приходилось 77,8% всей суммы акц. капитала;на крупнейших предприятиях ФРГ с числом занятых 500 и более (2,3% от общего числа предприятий)работало 49,2% занятых в пром-сти и производилось ок. 1/2 пром. продукции страны.

С помощью амер. дотаций и кредитов (зап. оккупац. зоны были включены в систему помощи по плануМаршалла еще в нач. 1948) и мобилизации внутр. ресурсов в ФРГ началось быстрое восстановление пром. ис.-х. произ-ва, транспорта и торговли. Если в 1946 пром-сть зап. оккупац. зон производила менее 1/3 довоен.объема продукции, то к кон. 1949 валовой объем пром. произ-ва ФРГ приблизился к уровню 1936, а к концу1950 достиг довоен. уровня. В 1950 объем пром. произ-ва в ФРГ возрос на 25,8%, в 1951 на 18%. Быстроевосстановление пром. произ-ва обеспечивалось за счет крупных капиталовложений, урезывания нар.потребления при одноврем. форсированном накоплении. Важным фактором, способствовавшим быстромуросту зап.-герм. экономики, являлось наличие больших резервов высококвалифицированной рабочей силы.По офиц. данным, безработица достигала в ФРГ в 1949 10,3% ко всему самодеятельному населению, в 1951- 7,7%, в 1952 - 6,4% (полубезработные, занятые неполную рабочую неделю, не учтены). Этамногочисленная армия безработных, на одну треть состоявшая из переселенцев из бывших вост. областейГермании, послужила огромным резервом дешевой рабочей силы для зап.-герм. предпринимателей, когдарастущее произ-во потребовало дополнит. контингентов рабочих в пром-сть и др. отрасли. Общему роступроиз-ва содействовало также ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, электро- техники,оптики и др. отраслей, размещавшихся до раскола Германии преим. на востоке страны. Исключительноважным фактором, содействовавшим быстрому развитию экономики ФРГ, было практич. отсутствие в те годык.-л. прямых расходов на воен. нужды. Гонка вооружений в зап. странах, усилившаяся в связи с началомвойны в Корее, вызвала повышение спроса на машины и оборудование, дала новый толчок развитию зап.-герм. экономики, а также способствовала ее выходу на внешний рынок. Только за 1950 стоимость экспортаФРГ возросла на 120%. С 1952 экспорт из ФРГ стал превышать объем импорта, а положительное сальдоторг. баланса стало неуклонно расти. Ведущее место, как и до войны, в зап.-герм. экспорте вновь занялапродукция тяжелой пром-сти. После нек-рого конъюнктурного замедления роста (1952-53) в экономике ФРГнаступил новый подъем, вызванный расширением осн. капитала, обновлением техники произ-ва иподдержанный спец. гос. мероприятиями с целью ускорить развитие осн. отраслей тяжелой пром-сти. В1953-55 темп ежегодного прироста пром. произ-ва составлял 10-15%. За 1953-56 пром. продукция ФРГвозросла на 39%. Быстрое расширение производств. мощностей сопровождалось нек-рыми инфляционнымиявлениями. В этих условиях пр-во ФРГ приняло ряд мер, направленных на "приглушение конъюнктуры", чтопривело к известному сокращению темпов прироста пром. произ-ва.

64. Тэтчеризм – британский вариант неоконсерватизма. Анализ внутренней и внешней политики правительства Маргарет Тетчэр.

Расчет был на то, что без этих барьеров значительно оживится внутренняя европейская торговля, усилится экономический рост, и улучшатся показатели занятости. Более важными представлялись потенциальные выгоды для Британии. При нашем развитии сферы услуг и при действовавшей менее жестко и более прозрачной, чем у европейских конкурентов, системе регулирования, британская экономика, по всем расчетам, должна была выиграть», - считала Железная леди.

Некоторые исследователи ссылаются на то, что «Европа» была малоприоритетным направлением в деятельности М. Тэтчер, и ее привязанность к формальному суверенитету действовала как тормоз для развития европейской кооперации Наиболее яркий пример тому - британское нежелание присоединиться к мок. К этому можно добавить, что больше было не «британского нежелания», а отвращения со стороны Мадам нет. М. Тэтчер была далека от планов создания единой валюты, в отличие от министра финансов Н. Лоусона и Дж. Хау, защищавших идею полного участия Британии в валютном сотрудничестве, Сама Железная леди всячески бойкотировала эту мысль. Она лично наложила резолюцию против принятия такого решения.

Высказываясь против создания единой валюты, М. Тэтчер исходила из своего собственного предубеждения против европейской федерации и потери национального суверенитета: «Без выпуска собственной валюты и управления ею государство не может проводить собственную экономическую политику.

Оно не может устанавливать свои процентные ставки в соответствии с существующими условиями: это делают за него наднациональные органы, исходя из наднациональных критериев». Она относила право эмитировать национальную валюту к важнейшим элементам национального суверенитета, передача этого права для нее являлась значительным шагом к ущемлению национального суверенитета. М. Тэтчер также подозревала, что вступление фунта стерлинга в ЕВС превратит Британский банк в местную ветвь немецкого банка. Здесь же сошлемся на британского исследователя Е. Рэйтена, который утверждает, что М. Тэтчер как национальный политик не хотела, чтобы британская валюта попала под влияние сильнейшей денежной единицы ЕВС - немецкой марки и была бы ограничена ею. Сама М. Тэтчер также ссылалась на то, что у нее достаточно резервов стабилизировать фунт и без МОК.

В своей книге «Искусство управления государством» Железная леди написала, что согласие на многие вещи, связанные с валютным сплочением, были ошибкой: «Сейчас мне кажется, что Комиссия никогда не интересовалась экономикой. Она воспринимала экономическую стратегию как некий эквивалент политики, а политику - лишь как борьбу за власть и больше ничего. Единый рынок привлекал те силы, которые видели в нем инструмент для централизации решений».

Если рассуждать, используя логику М. Тэтчер, то приходишь к выводу, что Великобритания в ее деятельности в ЕЭС попала в собственную ловушку.

Принудить Железную леди согласиться на подписание изменений в институциональной системе и создания ЭВС в сторону большего усиления наднациональных полномочий КЕС и ЕП, можно было лишь двумя путями. Во-первых, согласившись на требования возвращения взносов или урезания расходов на САП. Во-вторых, после появления идеи ЕВР - на предложения по скорейшему его воплощению, а в целом, удовлетворив ее экономические пристрастия. В этой трактовке политика Железной леди была очень уязвима.

Отождествление своих убеждений относительно Европы с национальными интересами Британии привело и к кризису в Кабинете. Часть ее министров, настроенных еврооптимистично, говорили, что премьер-министр занимает слишком бескомпромиссную позицию и не соизмеряет силы со своими возможностями.

Таким образом, вопрос о Европе оказался серьезной проверкой на прочность и единство правительства и партии.

Последней трибуной в Европе, на которой М. Тэтчер могла высказать особые позиции в качестве премьер-министра, стал саммит в Риме (1990 г.), проходивший за месяц до отставки Железной леди. Об этой встрече она говорит как «об окончательной битве за будущее Сообщества, которую пресекли». Более того, бой за концепцию развития Европы для М. Тэтчер не увенчался успехом и у себя дома. По справедливому замечанию Дж. Хау, ее отставка была связана с излишней самонадеянностью по вопросу о Сообществе, т. к. для нее исчезла грань между личностью, правительством, партией и нацией. Они соединились в ее сознании в единое целое. Собственные интересы бездоказательно принимались ею за интересы Британии. Отстаивание непререкаемости суверенитета собственного мнения, замаскированного под суверенитет нации, стало одной из причин ее отставки.

«Мужчина в юбке» - именно так чаще всего отзывались о М. Тэтчер оппоненты-мужчины, когда пытались упрекнуть ее в отсутствии женственности. Действительно, очень сложно в мире мужской политики адекватно отреагировать на фразу: «Развора106чивайтесь сами, если вам уж так хочется, а леди не повернет», которую любила повторять Мадам нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: