История поселения

Хутор Верхнекардаильский

Название своё хутор получил от реки Кардаил. Слово " Кардаил " до конца ещё не разгадано.Есть несколько версий объяснению этого слова:

1. От татарского слов " кар "- чёрный, " дил "-река, то есть " черная река ",- видимо река стала препятствием на пути татаро - монгольских орд, и слово "чёрный" означает, что в те времена (лет 700- 800 тому назад), река Кардаил была глубокой и от этого вода в ней казалась чёрной.

2.Другое название хутора " Верхний " в отличии от " Нижнего " и " Нового " оттого, что он расположен по верхнему течению реки. Наш хутор еще называли " Котовский ", потому что первые поселенцы были выходцы из Котовской станицы.

3." Кардаил " может быть от "Карда"- восточный пригород, скотный дворв поле, стойло, баз (Даль); или чувашского "Карда"- хлев, родственного татарскому "Киртэ" - твердь, перекладина, граница, ограда.

Хутор Верхнекардаильский был основан в начале 19 века.

Первое письменное упоминание о хуторе относится к 1868 году. В то время в деревне было 24 двора, общее количество жителей - 133 человека. В книге "Список населённых мест Войска Донского" (1875 год) сообщается, что число дворов в хуторе было 37, мужчин 110, женщин - 133, плугов 13, лошадей -67. В 1915 году было уже 53 двора. Из станицы Михайловской казаки переехали в хутор Скворцовский. Весной приезжали смотретьь рахлив реки Кардаил, чтобы увидеть какие места не заливает водой. Затем 5 семей: 2 семьи Зотьевых, семья Могуновых, Поповых и Солониных из хутора Скворцовского переехали и поселились в долине реки Кардаил.

Река Кардаил весной 2011 года фотография зделана в верхнем – Кардаиле в районе впадения в него реку Купавы, потмоу, что так Кардаил ент типично степная река с типично тсепным пейзажем, идее проходит автострада на Мирный там степь, степной пейзаж на Кардаиле река текеть – т по степу - т, древестная растительность на реке есть в районе самого хутора, особенно при впадение Купавы в Кардаил!!!!! Места эти были целенные, буйная растительность красовалось в долине реки и за ней в степи. В реке было много рыбы, в степи - птицы и дичи. То здесь, то там стояли столбиками сурки, суслики, оглашая степь свистом. Под корнями растений шныряли куропатки, рябчики, перепелки. Пробегали зайцы, лисы. Жизнь кипела ключом.

Место для хутора было хорошим. Стали переселяться другие семьи. Хутор рос. Распахали вольные земли. Посеяли хлеб, посадили сады и огороды.

Вместо изгороди вокруг садов и огородов прорывали глубокие и широкие ямы. В садах делали ямки - прудики.

Пруд в центре хутора Коренной казак Федор Николаевич Зотьев рассказывал, как жили наши предки. Казак на лошади нёс службу, дома выполнял только тяжелую работу. Весь дом держался на жене. Среди казаков не было воров, а если найдут "обидчика", то выпорют при народе.

Всегда отмечались религиозные праздники. На Троицу дома зеленью убирали. Приносили в хату ветки, пол устилали свежескошенной травой(на столе у окна висит икона, украшенная зеленью). Приглашали гостей, пили чай из дровянных самоваров. А какой же праздник без задушевной казачьей песни?!. Кто - кто, а казаки всегда соавились своими песнями и плясками.

Известно всем ремесло казачек - изготавливать из пуха красивые вещм, тёплые и мягкие платки. Женщины любили также вышивать и шить. Изготавливали красивые вышитые крестиком и гладью рушники, подзоники. Еда готовилась в русской печи: пекли хлеб, пироги, варили щи.

Коренной перелом в жизни хутора происходит в 1917 году. После свержения царя, Владимир Зотьев Был избран первым председателем хуторского совета. Стали организоваться кресткомы.

Перед образование кресткома в деревне насчитывалось не более 65 дворов, в большинстве крытых соломой в лучшем случае - камышом. Внутренняя обстановка была крайне бедная: обеденный стол, скамья или несколько табуреток. Пол не красили, но с пмощью кирпеча и тёрки отполировали добела. Ни гардин, ни подзоров в домах не было, и по вечерам, когда зажигали 5-ти -7 ми линейнве лампы, жизнь любой семьи для всех прохожих и проезжих была открыта, как в аквариуме. Надворные постройки состояли из плетённых базов, крытых соломой и обмазанных коровьем помётом.

Основной тягло- транспортной силой были лошади и быки. Последние считались незаминимыми при вспашке земли. Упряжь бычья состояла из деревянного ярма и 2-х впряженых в неё быков, которую соединяла верёвка, привязанная за рога ("калынач").Правый бык "бороздной" назывался "Цоб", а левый "Цобе".

У некоторых хуторян были верблюды. Животные во всех отношениях странные и непонятные. Они, например, терпеть не могли упряжь, ревели, плевались, когда их запрягали. Чтобы верблюд шёл быстрее, хозяин понукал его коротким, резким, "Ач!,Ач!". Капризных животных держали в хуторе мало, а хозяев называли чудаками.

В 1926 году был создан крестком. Председателем Являлся Гаврил Иванович Зотьев. Бурно гуртовали хуторские казаки на сходе по поводу организации первого колхоза. Не многих привлекало желание входить в общее хозяйство со своим нажитым. Настороженно они отнеслись к семье Зотьевых, Дятловых, Бычковых войти в колхоз. Однако в феврале 1928 года В.В. Зотьев организовал колхоз под название "Красный кремль". Правление находилось в доме Владимира Васильевича. С 1921 по 1931 гг. в том же доме работала почта. Всю работу выполняла учительница - пенсионерка Клавдия Ивановна, которая работала бесплатно. В 1929 году поселилось ещё 17 бедняцких семей. Колхоз набирал силу, креп.

Первым председателем колхоза (февраль - сентябрь) был избран Дятлов Степан Гаврилович. Название колхоза со временем менялось. С 1930 года колхоз назывался "Первое мая",затем "имени Сталина ", и, наконец "Россия".

Началась Великая Отечественная война. Мужчины ушли на фронт, и их во всём заменяли женщины. Срочно собрали девчат и отправили на курсы трактористок. С 1941 года урожай убирали девушки. всё держалось на хрупких женских плечах.

В 1945 году закончилась война. Настали трудные голодные послевоенные годы. Председателем колхоза тогда была Ворнина Елизавета Александровна. Очень энергичным, добрым и заботливым была она руководителем. Раюотали в основном одни женщина за трудодни. Платили 2-5 копеек за трудодень.

При председателе колхоза Дятлове Анатолии Семёновиче был открыт кирпичный завод в конце хутора, затем был открыт тракторный отряд, к сожалению, в настоящее время ни от того, ни от друго не осталось ни кирпичека.

С 1964 по 1987 год бессменным председателем колхоза "Россия" работал Бюриков Валентин Моисеевич. Возводились жилые дома, общественные здания: дом культуры, школа, детский сад, интернат, больница, хлебопекарня.

Верхнекардаильская участковая больница

в 1965 году было построенно здание современной школы.Хотя первая школа в хуторе была открыта в 1888 году. МКОУ "Верхнекардаильская СОШ"

в 1980 году достроили молочный комплекс на 800 коров, сдана в эксплуатацию больница, детский садик. До хутора была проложенна дорога с твёрдым покрытием.

Колхоз "Россия "прекратил своё существование в 2002 году.

Самые северные

Предсьавители, жили – кочевали Манычской археолгической культуры отмечались в Белогорской группе могильников на Юге Саратовской области, самая северная точка ареала Манычской археологической культуры, у нас по всей территории Волгрдской области – без искл., вся Волгрдская область шо Северо-Запад, шо Юго-Восток нашей области, вся наша область лежит в ареале Манычской арехеолгиечской культуры, Манычкая археологическая культура, енто Степная археолгическая культура Кавказа и Предкавказья, то есть Кавказская разноввидность степной археолгической культуры, манычская и Волго-Донские археолгичесике культуры, енто археологические культуры Кавказских степей, то есть степняки – сильно смешаные з горцами, проще говря, вот – т Северные границы ареалов ентих Археологических культур проходии по югу Саратовской и Воронежской областей!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Арх. Энцыклоп Волгрдской области стр. 198 – 200 Волгрд 2008 год издания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: