Глава I. Общие положения. Статья 1. Основные понятия, используемые внастоящем Федеральном законе

Статья 1. Основные понятия, используемые внастоящем Федеральном законе

Для целейнастоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

охрана труда - система сохранения жизни издоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себяправовые, социально-экономические, организационно-технические,санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иныемероприятия;

условия труда - совокупность факторов производственнойсреды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровьеработника;

вредный производственный фактор -производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к егозаболеванию;

опасный производственный фактор -производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к еготравме;

безопасные условия труда - условия труда, прикоторых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторовисключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

рабочее место - место, в котором работник долженнаходиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и котороепрямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшениявоздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, атакже для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых ворганизации работ по охране труда установленным государственным нормативнымтребованиям охраны труда;

производственная деятельность - совокупностьдействий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсовв готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различныхвидов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Статья 2. Законодательство Российской Федерацииоб охране труда и сфера его применения

1.Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит изнастоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативныхправовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации.

2.Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

работодателей;

работников,состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов,участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности,основанной на их личном трудовом участии;

студентовобразовательных учреждений высшего профессионального и среднегопрофессионального образования, учащихся образовательных учреждений начальногопрофессионального, среднего профессионального образования и образовательныхучреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящихпроизводственную практику;

военнослужащих,направляемых на работы в организации;

граждан,отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

3. На гражданРоссийской Федерации, работающих по найму в других государствах,распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, ана иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях,находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяетсязаконодательство об охране труда Российской Федерации, если иное непредусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Еслимеждународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те,которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правиламеждународного договора.

Статья 3. Государственные нормативные требованияохраны труда

1. Государственныминормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда),содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актахРоссийской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектовРоссийской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры икритерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессетрудовой деятельности.

2. Требованияохраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами,перечисленными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федеральногозакона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе припроектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструированиимашин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов,организации производства и труда.

3. Порядокразработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охранетруда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РоссийскойФедерации.

Статья 4. Основные направления государственнойполитики в области охраны труда

1. Основныминаправлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечениеприоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие иреализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РоссийскойФедерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальныхцелевых программ улучшения условий и охранытруда;

государственноеуправление охраной труда;

государственныйнадзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействиеобщественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников вобласти охраны труда;

расследованиенесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защитазаконных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основеобязательного социального страхования работников от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний;

установлениекомпенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда,неустранимыми при современном техническом уровне производства и организациитруда;

координациядеятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающейприродной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространениепередового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участиегосударства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка иповышение квалификации специалистов по охране труда;

организациягосударственной статистической отчетности об условиях труда, о производственномтравматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечениефункционирования единой информационной системы охраны труда;

международноесотрудничество в области охраны труда;

проведениеэффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасныхусловий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий,производство средств индивидуальной и коллективнойзащиты работников;

установлениепорядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты,а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами,лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

2. Реализацияосновных направлений государственной политики в области охраны трудаобеспечивается согласованными действиями органов государственной властиРоссийской Федерации, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединенийработодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иныхуполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Федеральным законом от 20мая 2002 г. N53-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 5. Полномочия органов государственнойвласти Российской Федерации в области охраны труда

К полномочияморганов государственной власти Российской Федерации в области охраны трудаотносятся:

определениеосновных направлений и проведение единой государственной политики в областиохраны труда на территории Российской Федерации;

разработка ипринятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации об охране труда;

определениеоснов государственного управления охраной труда;

разработка иреализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

определениерасходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;

определениеструктуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора иконтроля за соблюдением требований охраны труда;

установлениеединого порядка расследования несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;

определение системы и порядкаосуществления государственной экспертизы условий труда;

организация ипроведение сертификации работ по охране труда в организациях;

организацияобучения специалистов по охране труда, установление единых требований кпроверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

обеспечениевзаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления, работодателей, объединений работодателей, а такжепрофессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работникамипредставительных органов в реализации государственной политики в области охранытруда;

координациянаучно-исследовательской работы и распространение передового отечественного имирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организациягосударственной статистической отчетности об условиях труда, о производственномтравматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

международноесотрудничество в области охраны труда;

другиеполномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охранытруда.

Федеральным законом от 20мая 2002 г. N53-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 6. Полномочия органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации в области охраны труда

К полномочияморганов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охранытруда относятся:

реализациягосударственной политики в области охраны труда на территории соответствующегосубъекта Российской Федерации;

принятиезаконов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации обохране труда;

государственноеуправление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации;

участие вразработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разработка иутверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда,контроль за их выполнением;

определениерасходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации;

разработка иосуществление мер по экономической заинтересованности работодателей вобеспечениибезопасных условий труда;

организацияобучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны трудалицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

организация и осуществлениегосударственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда ворганизациях;

передача вслучае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий нагосударственное управление охраной труда на территориях муниципальныхобразований;

другиеполномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной властиРоссийской Федерации в области охраны труда.

Статья 7. Полномочия органов местногосамоуправления в области охраны труда

Органыместного самоуправления обеспечивают реализацию основных направленийгосударственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, атакже полномочий, переданных им органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: