Духовная гордость, тщеславие (духовное эго)

Каждый человек имеет в себе гордость, если он ее не умалял в себе. А потому всегда есть опасность появления в нас духовной гордости, в результате нашей духовной работы. При этом старые и хорошо видимые проявления обычных видов страстей, могут со временем преобразоваться в новые, гораздо менее заметные. Внешне мы можем казаться праведными и даже благочестивыми, а внутри скрывать целое древо "духовного эго".

Вид такого духовного эго может быть очень объемным. По сути, любая разновидность нашей мирской страсти может перерасти в духовную. Так, например, человек жадный может развить в себе эго духовной жадности. Отличительными его признаками будет то, что он становится способен с легкостью жертвовать большие суммы, к примеру, на строительство храма. Однако желания помочь своему ближнему при этом он не испытывает, а это для Господа не менее важно. Но сам факт того, что он жертвует много денег на богоугодное дело, полностью закрывает от него реальную картину и сводит к нулю критику всех остальных.

Духовная обида и духовное осуждение – это, наверное, самый распространенный вид духовного эго. Данная разновидность эго очень близка к простой обиде, только здесь мы не приемлем отличие чьих-то взглядов от своих собственных. В подавляющем числе случаев на начальных этапах продвижения, такое духовное эго возникает почти у всех по отношению к своим ближайшим родственникам или близким, которые, не меняясь, остаются в старом сознании. К слову, в котором пребывали и мы до недавнего времени. В результате возникает духовная отчужденность, когда окружающие люди начинают делиться для нас на "своих" и "чужих" по духовным признакам. Человек при этом неизбежно теряет легкость общения с теми, кого относит к «чужим». В результате правильной духовной работы кто-то перерастает это состояние, а кто-то так и остается в нем. Правильное же духовное состояние, это когда вы никого не избегаете даже мысленно, а всегда испытываете легкость и теплоту в общении с любым человеком.

Желание славы человеческой легко может перерасти в тщеславие духовное. Если человек начинает гордиться и сам положительно оценивать свои духовные успехи и добродетели, то неизбежно такими мыслями наносит себе огромный духовный вред и взращивает тем свое духовное эго. Не меньший вред нам наносит и неприятие критики от окружающих нас людей.

Всегда полезно помнить, что любое наше дарование или успех в жизни – это дар Господа нам. Лишь при таком постоянном взгляде на истинную суть вещей в нас начинает возрастать настоящая любовь и благодарность к Богу, а гордость и тщеславие терять почву под собой.

Порядок умаления духовного эго абсолютно схож с процессом умаления обычного эго. Главное, как и всегда, это признание в себе конкретного вида эго, раскаяние в нем, искреннее видение его проявлений в своей жизни. Божественный Свет вслед за вашим желанием избавиться от него, со временем выполнит всю остальную работу по его умалению.

-Проявление духовной гордости (духовного эго).

Наличие духовного эго невозможно полностью утаить ни во внешних проявлениях человека, ни на уровне чувств и ощущений у людей, с ним общающихся. Любой вид духовного эго есть страсть, и временами она бывает видима. Людям, имеющим в себе эту страсть иногда свойственны проявления гнева, раздражительности, обиды и осуждения, хотя они могут быть и сильно завуалированы. Также они любят учить и укорять других, спорить и доказывать свою правоту, зачастую движимые при этом духовным тщеславием. К тому же, и это наиболее верные признаки, они всегда скрыто или явно раздражаются на критику и не сильно любят просить прощения.

И пусть вас не сбивают с толку "духовные" причины этих внешних проявлений их страстей. Духовное эго также, если не больше, закрывает наше сердце от Бога. Поэтому таким людям неведом истинный, обучающий смысл Промысла Божьего на земле, и многое из происходящего вокруг кажется им неправильным и несправедливым.

Люди, которые на самом деле умалили в себе эго, соединены в своем сердце с Господом. Они правильно видят Промысел Божий по отношению к людям, и всегда лишь любуются работой Отца на этой земле. Для них нет, и не может быть никаких "негативных" событий вокруг, так как это противоречило бы вездесущности и доброте Господа, и его заботе о нас.

-Духовная гордость, скрытая гордость (духовное эго).

Основанием и корнем духовного эго также является гордость, только духовная на этот раз. Степень ее проявления может сильно разниться - от ярко выраженной до практически незаметной. И если «шумных» гордецов легко распознать по внешним признакам и поведению, то в отношении скрытых гордецов это может не сработать. Внешне они могут казаться весьма благочестивыми, а внутри скрывать целое древо духовного эго.

Отличить людей, имеющих духовную гордость от истинных Праведников возможно также на уровне чувств и ощущений. Каждый духовный учитель может поделиться только тем духовным богатством, которое он имеет. Праведник, пребывающий во свете Духа Божьего, передает этот Свет с любовью другим людям. И хотя его наставления, это далеко не всегда поглаживание по головке, все равно люди уходят от него светлыми, радостными и Божественно окрыленными. Именно за этим светом множество людей ежедневно приезжали к преподобному Серафиму Саровскому, старцу Паисию Святогорцу, архимандриту Иоанну (Крестьянкину) и многим другим истинным христианским учителям.

Если же после общения с духовным наставником вы чувствуете свою беспросветную греховность, мрачность и уныние, то можете не сомневаться, что с вами тоже поделились своим духовным "богатством". Однако к свету оно не имеет никакого отношения.

Кроме того, не забывайте прислушиваться к своей интуиции. Господь всегда точно знает, кто перед вами. И Он не будет это от вас скрывать, если вы Его об этом спросите.

- Как умалять духовную гордость (духовное эго) в себе.

Скрытая или духовная гордость очень коварна. Она незаметно закрывает наше сердце от Бога и может свести на нет вообще всю духовную работу. Поэтому нужно периодически проверять себя на возможное наличие ее семян в нас. Сделать это при соответствующей искренности несложно.

Первым признаком ее наличия в нас является наше негативное отношение к критике других людей в наш адрес. Человек, который правильно совершает духовное делание, радуется любой возможности лишний раз проверить себя на предмет наличия какого-нибудь страсти.

Другим признаком скрытой гордости является наше отношение к себе и к своей духовной работе. Если, к примеру, мы начинаем считать себя человеком добродетельным, делающим нечто великое на духовном плане, то в нас есть эта гордость или тщеславие.

Для того же, чтобы понять, какой вид скрытого эго в нас есть, мы должны знать структуру скрытой гордости в целом. Так же, как и видимая гордость, она состоит из нескольких частей. Основные из них, - это вера в собственную непогрешимость и свои силы, тщеславие. Почти всегда человек, имеющий скрытую гордость, начинает верить лишь в свою правоту, и в нем неизбежно будет проявляться скрытое или явное превосходство по отношению к другим людям. К тому же ему всегда будет тяжело просить прощение.

Порядок умаления скрытой гордости, тот же, что и раньше. Это искренность в обнаружении и выявлении этого вида эго в себе, раскаяние в нем, честное видение всех его проявлений в повседневной жизни.

Глава 4. Читая Евангелие .

Самая большая трагедия, которая только может произойти с путником к Богу на пути к Нему - это потеря правильного направления движения. Поэтому всегда полезно периодически сверять свои духовные часы с самым точным духовным хронометром на земле – словами Самого Господа, которые Он оставил нам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: