О, беседовать с человеком, который привык оправдываться, — это страшное дело! Это все равно что разговаривать с бесноватым. Да простит меня Бог, но те, кто себя оправдывают, имеют "старцем" самого диавола.
(Паисий Святогорец, «Слова», Том 3, Часть 1, Глава 2)
Осуждение другого после вопроса случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание: осуждай себя и перестанешь осуждать других.
(Прп. Варсонофий Великий, «Руководство к духовной жизни»)
Грех, в нас живущий, затемняет нас и заставляет оправдываться пред нами самими же. Самооправдание подставляет нам лукавый. Пока не пробудится совесть, чуткая не только к отдельным грехам, в нас редко сознание нашей греховности. Наши оправдания наших греховных действий – враг нашего спасения. Только осознание опасности греха вызывает волю к борьбе против греха.
(Архиепископ Сергий (Королев) «Хождение во свете»)
Подлинно, когда оправдание соединится с волею, то это есть совершенная смерть, великая опасность… Ибо кто заставит такового верить, что другой человек более его знает, что ему полезно?
|
|
(Прп. авва Дорофей, «Душеполезные поучения»)
Человек, который оправдывает себя, когда другие ему делают замечания, убивает смирение. А человек, который признается в своих ошибках, смиряется, и его осеняет Благодать Божия.
(Паисий Святогорец, «Слова», Том 5 Часть 2, Глава 4)
Исповедь с самооправданием – мерзость перед Богом! Где сокрушение о грехах, где самоуничижение? Вместо них – осуждение! К прежним грехам приложили новый грех…
(Схиигумен Савва «Полное собрание проповедей и поучений»)
О действии Духа Святого в человеке.
Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего.
(Прп. Серафим Саровский «Беседа о цели христианской жизни»)
У нас внутри есть духовное око, которым мы в миллион раз больше видим, чем телесным зрением. Развитие внутреннего зрения есть лишь медленный процесс, как и процесс преображения внешнего человека во внутреннего. Важнейшее условие приобретения внутреннего зрения есть нищета духа и смирение. Трудись над тем, чтобы смирить свои помыслы, и тогда Бог откроет очи сердца твоего.
(Схиигумен Савва «Полное собрание проповедей и поучений»)
Обыкновенно действия Духа Святого не проявляются в нас, так как мы скованы грехом. Поскольку человек освобождается от греха, постольку Дух Святой начинает действовать в нем. (Архиепископ Сергий (Королев) «Хождение во свете»)
…человек первое и единственное духовное существо, и были люди, являвшие очень высокие степени духовности, почти достигшие при жизни освобождения духа от тела. Эти люди–ангелы поднимались в воздух во время молитвы, являли величайшую власть духа над телом (столпники, постники), они были переходной ступенью от духа, связанного с душой и телом (человек), к духу бесплотному (ангел).
(Свт. Лука архиепископ Крымский «Дух, душа, тело»)