Ключевые понятия

Аудитория (публика)

Веб(web)-журналистика

Веб(web)-страница

Виртуал

Виртуалистика

Виртуал-коммуникация

Виртуальная реальность

Виртуальная экономика

Виртуальный мир

Виртуальный эйкос

Гипертекст

Глобальный цивилизованный процесс

Дискурс

Знаковая манипуляция

Индустрия образов и знаний

Интерактивность Интернет

Интернет-журналистика

Интернет-культура

Информатизация

Информационная карта мира

Информационное неравенство

Информационное общество

Информационно-коммуникативные технологии

Киберкультура

Коммуникативная реальность

Коммуникативное пространство

Коммуникатор

Креативность

Массмедиа

Массовая коммуникация

Обратная связь

Полионтологическая картина мира

Политэкономические отношения

Постмодернистская методология

Реальность

Сетевая реальность

Сеть

Симулятор

СМИ (средства массовой информации)

СМК (средства массовых коммуникаций)

Социальная среда

Способ информации

Сумма технологий работы с массовой аудиторией

Текст

Теория массовой коммуникации

Транскультурный перенос ценностей

Цифровой разрыв

Вопросы и задания

1.Дайте определение понятию «интернет-журналистика».

2.Что нового привносит в журналистику Web?

3. Раскройте значение для журналистики следующих свойств World Wide Web (WWW):

• интерактивность;

• персональная ориентированность;

• инфоцентричность;

• мгновенность;

• масштабируемость;

• гибкость;

• взаимосвязанность;

• экономичность.

4. Что такое информационное общество?

5. Определите место журналистики в информационном обществе.

6. Дайте определения коммуникативной реальности, виртуальной реальности, виртуальному эйкосу.

7. В чем состоят сходство и различие СМИ и СМК?

8. Опишите интернет как феномен культуры.

9. Перечислите свойства системы массовых коммуникаций.

10.Рассмотрите теоретико-методологический базис исследований по коммуникативистике и интернет-журналистике.

11.Обсудите историю развития интернета.

12.Как работает интернет и кто управляет сетью?


Часть II. Сетевое издание — организация и особенности функционирования

• Глава 1. История интернет-журналистики в России

• Глава 2. Позиция интернет-журналистики в медиапространстве

• Глава 3. Веб-редакция

• Глава 4. Менеджмент СМИ

• Глава 5. Жанровое многоголосие одной сети

• Глава 6. Правовые аспекты веб-издания

• Резюме

• Ключевые понятия

• Вопросы и задания

Тезисы

К первым опытам веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, относятся авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Все современные сетевые СМИ так или иначе содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде. Интернет-журналистика формировалась самопроизвольно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ, что, конечно, можно считать положительным моментом становления этого направления, так как нужно было время для формирования нового языка, стиля, тематики публикаций. Авторские проекты — не только первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение, но и прообраз будущих СМИ. Авторские проекты раскрыли сильные стороны интернета как медиасреды.

Опыт первых веб-изданий показал, что в интернете можно создавать успешные СМИ.

Открытием интернет-журналистики можно считать блог, который является информационно наполненным дневником. Авторы веб-блогов (блоггеры) претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Это позволяет ожидать качественных системных изменений не только в структуре СМИ, но и в культуре и философии средств массовой информации.

Основные причины неуспеха неудачных журналистских веб-проектов заключаются в: 1) игнорировании специфики гипертекста и его лексических особенностей; 2) примитивной технологии и отсутствии автоматизации.

Хорошо сделанная электронная версия издания — это отдельное издание со своей экономической стратегией, со своим бюджетом, со своим менеджментом.

Будем считать сетевым изданием всякий сайт (или группу сайтов), предназначенный для решения задач, свойственных печатным и электронным несетевым средствам массовой информации.

На сегодняшний день существуют следующие медиа-образования, ответственные за массовые информационно-коммуникативные каналы: 1) пресса, 2) радио, 3) телевидение, 4) web, поэтому интернет-журналистику следует рассматривать не как тип, а как вид жур­налистики с присущими ей специфическими качествами как в решении ею задач, так и в выборе способов решения.

Интернет-журналистика вместе с прессой, радио и тележурналистикой определяют информационную политику общества. Развитие интернет-журналистики осуществляется во взаимосвязи и взаимозависимости с другими видами СМИ.

Веб-издание, как правило, имеет редакцию. Редакция обеспечивает осуществление коммуникативной функции массовой информационной деятельности. В этом процессе, взаимно переплетаясь, участвуют несколько основных групп функций. Редакция подразумевает существование своей аудитории (целевой и референтной групп), а также виртуального коллектива нештатных авторов (и/или источников информации). От социально-психологического портрета этих людей зависит в конечном счете лицо самого издания.

Различают научное, литературное, художественное, техническое редактирование. Формирование веб-образа информации, вклю­чающего дизайн и интерактивные элементы, предполагает наличие нового типа редактирования — веб-редактирования, на которое возлагаются основные функции по подготовке веб-страниц к изданию.

С появлением интернета изменились условия превращения продуктов информационно-коммуникативной деятельности в массовую информацию.

1. Производство массовой информации перестало быть исключительным правом профессионального журналистского сообщества.

2. Массовая информация предстает как двухкомпонентное образование: информационный вещательный компонент и коммуникативный компонент; следовательно, массовая информация переходит в категорию массовой коммуникации.

3. Сообщения приобретают гипертекстовую структуру, а так как сообщение — это отражение реальности, СМИ помогают видеть гипертекстовую полионтологическую сущность реальности.

Выделяют следующие редакционные системы: газетная, журнальная, книжная, радиовещательная, телевизионная, Web. Редакци­онная система, как и обслуживающая ее профессиональная редакционная среда, является организационной формой коммуникативной деятельности общества. Она существенно трансформировалась уже при появлении электронных СМИ, но еще в большей степени при появлении интернета.

Квалификационные признаки редакционных систем:

• синхронность — асинхронность (отношение издания к событию), отражающая характер воспроизводства информации: синхрон­ное — сообщение выдается в момент события, при асинхронном сообщении — время события и сообщения не совпадают;

• on-line — off-line (отношение издания к читателям), отражает характер связи с читателями: on-line — онлайновый, оперативный, т.е. в процессе общения, off-line — офлайновый, автономный, т.е. потребитель получает уже готовый информационный продукт;

• информационная — коммуникационная отражает характер продукта: информационная — передается информация; коммуникационная — передается, формируется и поддерживается коммуникация.

Сегодня стремительно устаревают понятия «местная пресса» и «многотиражка». Всякое издание с любым тиражом на любом языке не может не оказывать влияния на глобальное медийное пространство и не может существовать независимо от него.

Особенностью функционирования организаций СМИ является доминирование так называемого совместно-творческого типа дея­тельности, предполагающего присутствие транспрофессионализма и у сотрудников, и у менеджера. Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, такова специфика транспрофессиональной работы

Веб-редакция, как правило, приобретает новую форму социальной организации современных профессионалов.

Для решения всего комплекса задач менеджмента сетевых СМИ необходим профессионализм, соединяющий в себе компетентность журналиста, веб-мастера, менеджера, специалиста по PR, т.е. транспрофессионализм, который необходимо вырабатывать в себе как лидеру проекта, так и всем сотрудникам.

Такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя сам стиль работы с массовой информацией.

Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Жанры журналистики имеют свою внутреннюю логику развития, связанную с освоением журналистикой новых проблем, с расширением сферы ее интересов. Журналистский жанр — это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией. Исследование предпочитаемых жанров и их особенностей может прояснить современный образ социальной действительности.

Далеко не все сайты созданы для решения задач, свойственных массмедиа, но в соответствии с российским законодательством информация, опубликованная на них, вполне может быть отнесена к категории массовой.

Возможность регистрации домена и хостинга за границами России составляет новую юридическую проблему, связанную с взаимодействием норм международного и российского законодательства. Получается, что закон распространяется не только на отечественные сайты, но и на зарубежные, доступные гражданину России. А так как гражданину России законом гарантируется доступность зарубежных сайтов, то ко всем сайтам может быть применено законодательство Российской Федерации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: