Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период – период создания
жизненного плана – решаются вопросы «кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (личностное и моральное самоопределение).
• Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным
новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).
• Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
• Самоопределение связано с новым восприятием времени. Теперь осознается временная
перспектива.
• Наблюдается общая стабилизация личности.
• Развивается нравственная устойчивость личности.
• Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.
• Происходит изменение учебной мотивации.
Критерии сформировавшейся личности
Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение – это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.
|
|
По мнению А. Н. Леонтьева (1983), личность рождается два раза – «раз – чтобы существовать, другой –чтобы жить». Развитие личности обусловлено двойственностью взаимодействия субъекта с миром –предметной деятельнос-тью и общением.
С. Л. Рубинштейн (1989) писал о двух основных способах существования человека. Первый способ
существования человека состоит в жизни, не выходящей за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Такая жизнь рассматривается С. Л. Рубинштейном как природный процесс, в котором очевидна непосредственность и целостность человека, живущего этой жизнью.
Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Развитая рефлексия как бы
приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы.
Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе. Она
принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.