Развитие самосознания в юношеском возрасте

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период период создания

жизненного плана – решаются вопросы «кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (личностное и моральное самоопределение).

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным

новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).

• Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

• Самоопределение связано с новым восприятием времени. Теперь осознается временная

перспектива.

• Наблюдается общая стабилизация личности.

• Развивается нравственная устойчивость личности.

• Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.

• Происходит изменение учебной мотивации.

Критерии сформировавшейся личности

Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение – это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода.

По мнению А. Н. Леонтьева (1983), личность рождается два раза – «раз – чтобы существовать, другой –чтобы жить». Развитие личности обусловлено двойственностью взаимодействия субъекта с миром –предметной деятельнос-тью и общением.

С. Л. Рубинштейн (1989) писал о двух основных способах существования человека. Первый способ

существования человека состоит в жизни, не выходящей за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Такая жизнь рассматривается С. Л. Рубинштейном как природный процесс, в котором очевидна непосредственность и целостность человека, живущего этой жизнью.

Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Развитая рефлексия как бы

приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы.

Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе. Она

принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: