Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Важнейшим моментом в
характеристике подростка, его новой социальной позиции является осознание своего «Я», которое,
согласно У. Джеймсу (W. James, 1991), включает:
• Я-концепты, т. е. представление человека о собственных физических, социальных и
психологических характеристиках,
• персональную идентичность, т. е. представления о личностных изменениях, отличиях от других
людей, о тех характеристиках, которые позволяют личности действовать независимо.
В подростковом возрасте формируется Я-концепция – система внутренне согласованных
представлений о себе, образов «Я», включающая три составляющие:
• когнитивную – образ «Я», или знания о себе;
• аффективную, связанную с отношением к себе и отдельным своим качествам – самооценку;
• поведенческие реакции
С. Хартер (S. Harter, 1990) описала следующие изменения в когнитивном компоненте Я-концепции,
происходящие в конце подросткового возраста:
• Представления о себе становятся более абстрактными.
• Я-концепция становится более дифференцированной.
• Развивается идеальное и воображаемое «Я».
• Подросток становится все более интроспективным. Возрастает интерес к внешнему виду.
Развитие самосознания и самоотношения – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний (часто внутренне конфликтных): подросткам
свойственны смены настроений, неуравновешенность, иногда подавленность.
Д. И. Фельдштейн (1989) отмечает углубление кризиса самооценки у подростков, что проявляется в
преобладании негативной самооценки.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе
стабилизируются и образуют целостную систему – Я-концепцию.
В подростничестве формируется чувство взрослости – особая форма самосознания. Чувство
взрослости у подростка – специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность
личности, ее структурный цент.