Распространение инноваций и поддержание социального неравенства в потребительском обществе


23. Особенности становления потребительского общества в современной России.

В рыночную экономику и соответственно в общество потребления Россия по-

шла причудливым путем. Возник парадоксальный синтез незрелого капиталис-

тического способа производства и глобальной повседневной культуры консю-

меризма. Результатом является острое противоречие между ограниченным сла-

бой экономикой пространством потребительских возможностей и динамично

развивающимся пространством желаний.

С одной стороны, Россия далека по уровню своего социально-экономичес-

кого развития от развитых обществ потребления. К концу XX в. страна занимала

по уровню ВВП в расчете на одного жителя 40-е место в мире. Среднедушевой

доход в 2004 г. составил 162 долл. в месяц.

Мониторинг социального самочувствия населения России, проводимый с

1990 г., показывает довольно безрадостную картину. На вопрос «Вы и Ваша семья

стали жить лучше по сравнению с прошлым годом или хуже?» в 1990— 1998 годы

42—50 % опрошенных отвечали: «хуже», а улучшение отметили лишь 13—21 %, в

2002 г. пропорции изменились: доля первых уменьшилась до 25 %, а вторых

возросла до 25 % [Лапин 2003, с. 121].

С другой стороны, открытие России миру подтолкнуло революцию притя-

заний. Категория «притязания» фокусирует внимание на целях, «самостоятель-

но устанавливаемых человеком для себя, в отличие от тех целей, которые он (она)

вынужден(а) принимать и преследовать под давлением обстоятельств». В такой

ситуации свободного выбора человек выбирает «цели, воплощающие желаемые

им стандарты удовлетворения потребностей» [Магун 1996, с. 307]. Параллельно

шел процесс стремительного формирования небольшого, но заметного слоя людей,

существенно превосходящих по уровню жизни средние для страны показатели

и воспроизводящих модели потребления, характерные для состоятельных слоев

западного общества потребления.

В этом контексте формирование общества потребления началось совсем не

так, как это происходило на Западе. Народ получил возможность потреблять

зрелища и обещание в будущем перейти к «хлебу». Соединить 1073 _1080 и зрелища, и

«хлеб» смогли лишь весьма узкие слои населения. Поэтому только незначитель-

ное меньшинство живет в оазисах реального российского общества потребле-

ния, а большинство пребывает в его виртуальном суррогате.

Каково пропорциональное соотношение тех, кто живет в российском

обществе потребления, и тех, кто его наблюдает со стороны? Ответить на этот

вопрос проблематично в силу того, что распределение в существенной мере

ушло в тень. Относительно прозрачны доходы не самых высокооплачиваемых

членов общества.

По расчетам Госкомстата РФ, 10 % населения получает 29,5 % всех доходов,

20 % населения — соответственно 46,5 %. Это почти соответствует стандартам

таких социально ориентированных стран, как Германия, Дания, Швеция, Норве-

гия и Финляндия: там 20 % населения получают около 40 % всех доходов. Пове-

рить в социальную ориентированность отечественной социально-экономичес-

кой системы очень трудно, поэтому официальные данные вызывают большие сомнения.

(Вся информация взята из лекции Ильина. Если кого-то заинтересуют предпосылки становления общества потребления в СССР, то вот ссылка http://ecsocman.hse.ru/text/16134237/ статья « Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность»)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: