В системе безопасности банка

Понятие банка как объекта преступных посягательств тесно связано с понятиями «деятельность банка», «средства деятельности банка» и «процесс деятельности банка». Средства деятельности банка (включая неимущественные права и нематериальные блага) являются составной частью имущества банка.

Все виды деятельности, обеспечивающей функционирование банка и создание соответствующих условий для его функционирования, охватываются понятием «инфраструктура банка».

Имущество и инфраструктура банка являются ведущими объектами преступных посягательств на безопасность банка.

Имущество банка:

• наличные деньги (находящиеся в обращении банковские банкноты, металлическая монета и иностранная валюта);

• эквиваленты денежных средств — ценные бумаги (чек, вексель, облигация, государственные краткосрочные обязательства — ГКО), государственные казначейские обязательства СССР, золотой сертификат Минифина России и др.;

• платежные средства, не являющиеся ценными бумагами, но служащие средством получения наличных денег, — кредитные либо расчетные пластиковые карты, платежные документы (платежные поручения), депозитный сертификат и т.д.;

• безналичные деньги;

• валютные ценности;

• ценные бумаги (как собственные, так и привлеченные средства банка;

• имущественные права на объекты банковской деятельности (предметы залога и т.п.),

• здания, оборудование и инвентарь.

Инфраструктура банка (внутренний блок):

• порядок создания банка — установленные законодательными и иными правовыми нормами требования безопасности к вновь учреждаемому банку; направленные на создание имущественно полноценной кредитной организации, формирование у банка ресурсов, позволяющих обеспечить адекватную защиту от угроз и их последствий, соответствие руководства и управленческого персонала квалификационным требованиям в области безопасности банковского дела;

• порядок функционирования банка — технологии совершения банковских операций, установленные законодательными и иными нормативными (в том числе локальными) актами с целью защиты интересов банка и его клиентов, регламент информационного обеспечения сведениями о надежности потенциальных и реальных клиентов, о возникновении конкретных угроз безопасности банка и т.д.

Инфраструктура банка (внешний блок):

Информация (информационные ресурсы) банка, в том числе:

• система формирования, распространения и использования информационных ресурсов банка, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический персонал разработчиков информационной системы банка, пользователи информационной системы банка и обслуживающий персонал;

• информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, технические и пpогpаммные сpедства ее обpаботки, пеpедачи и отобpажения, каналы информационного обмена и телекоммуникации, системы и средства защиты информации, объекты и помещения, в которых размещены компоненты информационных банковских систем, а также ведутся переговоры, содержащие информацию с огpаниченным доступом;

• информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к защищаемой информации и представленной в виде носителей на бумажной, магнитной и оптической основе, информативных физических полей, информационных массивов и баз данных;

• основные технические средства и системы, вспомогательные технические средства, системы и сети связи;

• вспомогательные технические средства и системы помещений и зданий, размещенные в помещениях, где обрабатывается (циркулирует) информация, содержащая сведения, отнесенные к защищаемым, а также сами помещения, предназначенные для ведения конфиденциальных переговоров.

Кадры банка:

• порядок кадрового обеспечения, способствующий формированию и сохранению правопослушного, высокопрофессионального, стабильного и надежного персонала;

• порядок защиты персонала от принуждения со стороны третьих лиц к совершению действий, противоречащих интересам банка (либо вовлечения их в преступную деятельность);

• порядок защиты от внедрения в кадровый состав представителей криминальных и иных враждебных банку организаций.

Нематериальные блага банка:

• деловая репутация (информация, характеризующая банк в качестве делового партнера);

• деловые связи (деловые отношения с действующим либо потенциальным партнером).

3.3. Основные виды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: